Дуэлянты / Duellists, The

Исторический фильм "Дуэлянты"(The Duellists).
Режиссер - Ридли Скотт. В ролях - КитКэррэдайн, Харви Кайтел. Великобритания. 1977.

Фильмдействительно исторический. Но не только из-затого, что речь в нем идет о наполеоновскихвременах. А потому что эта картина - режиссерскийдебют Ридли Скотта. Режиссера, снявшеговпоследствии (напоминаю, что "Дуэлянты"сняты в 1977 году, но у нас в лицензионном видеовышли только сейчас) "Тельма и Луиза","Чужой", "Бегущий по лезвию бритвы","Черный дождь" и недавно вышедшую "СолдатДжейн".

В свое время эта картина получила призканнского фестиваля в номинации "Лучшийдебют". Врать не буду, для дебюта это снятоотлично. Никак не скажешь, что это работа новичка.Особенно в части постановочной и операторскойработы. Но лично у меня к фильму есть некоторыепретензии, причем в основном - к сюжету (кстати,киносценарий написан по рассказу "Дуэль"Джозефа Конрада).

Центральнаятема картины - дуэль (а точнее - дуэли) котораяпроисходит между офицерами наполеоновской армииАрмандом Хьюбертом (Кит Кэррэдайн) и ГабриелемФеро (Харви Кайтел). Да-да, речь идет о тех самыхзнаменитых французских дуэлях, о которыхнаписаны сотни, если не тысячи, рассказов,повестей и романов. В наполеоновские времена ужебыл не такой расцвет дуэлей, как приКороле-Солнце, но она по-прежнему оставаласьпрактически единственным средством выясненияотношений.

Вфильме рассказывается о том, как между Хьюбертоми Феро возникла смертельная вражда (точнее,вражда Феро к Хьюберту, но не наоборот), котораяпривела к тому, что эти два достойных человека(оба - блестящие офицеры, дослужившиеся догенералов) на протяжении аж тридцати лет прикаждой встрече бились не на жизнь, а на смерть.Известно, что дуэль в те времена часто такжеслужила поводом покрасоваться, так чтопротивники редко доходили не то чтобы досмертельных случаев, но даже и до серьезныхранений, но в данном случае бой шел совершенносерьезно.

Аначалось все с ерунды. Хьюберту поручилиарестовать Феро за то, что тот на очередной дуэлисерьезно ранил племянника мэра того города, гдеквартировал полк. Хьюберт нашел Феро в каком-тосалоне (под "салоном" в те временаподразумевалось нечто вроде клуба) и сообщил, чтотот арестован (причем не во всеуслышание). Феропосчитал, что Хьюберт его унизил в глазах хозяйкисалона, поэтому когда молодые люди пришли наквартиру к Феро, тот затеял с Хьюбертом дуэль.Причем дуэль на саблях, а не на рапирах. На тойдуэли Хьюберт ранил Феро. В следующей же дуэлиФеро ранил Хьюберта. Причем Хьюберт несколькораз предлагал Феро помириться, потому что никакне мог понять, чем вызвал такое ожесточение состороны Феро, ведь он просто выполнял приказ, ноФеро отказывается мириться и требуетдуэлировать до тех пор, пока один из них не убьетдругого.

Собственно,так и проходит весь фильм. Судьба их периодическисталкивает, и они все время дерутся. Даже жуткоезимнее отступление французов из Москвы, где онивсе чуть не погибли, не примирило их. Нет смыслараскрывать до конца сюжет и рассказывать о том,что произошло на самой последней их дуэли. Лучшепоговорим о том, что хорошо и что плохо в этомфильме.

Снятоэто все, безусловно, просто мастерски. Оченьхорошая режиссерская и операторская работа.Вполне понятно, почему фильм получил приз за"Лучший дебют", потому что по нему никогда нескажешь, что снимал дебютант. В картине виденпочерк очень зрелого режиссера, обладающегосвоим собственным видением. Актерские работы -тоже хороши. Кайтел отлично играет французскогоофицера, у которого вопросы так называемойофицерской чести доходят до настоящегоидиотизма. А Кэррэдайн наоборот - показываетвесьма спокойного и выдержанного человека,который волею судеб вынужден много раз дратьсяна смертельных поединках с офицером, к которомуон вовсе не испытывает никаких недобрых чувств.

Чтомне не понравилось? Не понравилась некотораянединамичность и затянутость сюжета. Если бы неработа режиссера, фильм получился откровенноскучный. Ну, поссорились два офицера. Ну, один изних уперся, как баран, в результате чего ребятавсю жизнь при встрече наскакивают друг на друга,как бойцовские петухи. Где мысль - спрашиваетзритель. Что нам хотят сказать этим фильмом? Асказать хотят всего-навсего одно: многие оченьсерьезные проблемы в нашей жизни возникаютименно из-за ерунды. Люди часто готовы проститьдруг другу самые жестокие оскорбления и униженияи не вспоминать об этом, но какие-то мелочи,которые не стоят и выеденного яйца, мстительнопомнят долгие годы, если не всю жизнь.

"Дуэлянты"- это картина, которая начинает нравиться несразу, а уже после просмотра фильма. Во времяпросмотра я даже заскучал, но до конца досмотрел,вынеся первоначальный вердикт - "скукотища".Но позже несколько раз вспоминал об этом фильме,и он мне нравился все больше и больше. Вообще-то -это признак хорошей картины, раз она оставилатакое послевкусие. Я люблю фильмы, о которыхпотом вспоминаешь с удовольствием, даже если онине особенно нравятся во время просмотра. КотБублик (который всегда вместе со мной смотритновые фильмы), впрочем, заснул где-то в самомначале фильма и даже выстрелы из пистолета(главные герои в последней дуэли уже стрелялись)его не разбудили. Позже я поинтересовался уБублика - какое послевкусие у него оставил этотфильм, так Бублик заявил, что вполне приличное,потому что ему во время просмотра (точнее,просыпа) этого фильма приснилась очаровательнаякошечка породы "Колор-поинт". Вот видите!Хоть и животное, а тоже оценило режиссерскийдебют Ридли Скотта.


Этот фильм на:

IMDB (американскаяинтернетовская база видеофильмов)
Сайте"Видеогид"



Поиск по названию