Удушье (Кислород)

Прогремевшая в 2002 году на всю клубную тусовку "новая драма" Ивана Вырыпаева «Кислород» была экранизирована, и вот на российские экраны вышел очередной "фильм-праздник". Увы, нашумевший "авторский блокбастер" - призер "Кинотавра" стал лишним подтверждением печальной максимы, что российское кино по-прежнему там же: единственное неоспоримое достоинство "Кислорода" заключается в том, что он длится всего 75 минут.

"Кислород" - не кино в привычном смысле: лента составлена из 10 "треков"- сцен, в которых бритый гопник и стильная брюнетка с изящным польским акцентом разводят кичливую рэп-полемику с десятью библейскими заповедями. Делают они это на базе истории Санька из Серпухова, приехавшего в Москву в тениках с лампасами и влюбившегося там с первого взгляда в девушку Сашу с огненными волосами. Про Сашу Санек понял, что она чистый кислород, а в его некрасивой жене совсем не было кислорода – поэтому он зарубил её лопатой и закопал в огороде.

А вы знаете, что от любви до ненависти один шаг? А почему за горстку травы сажают на пять лет, а за водку – только на ночь в кутузку? Дворовая философия, которой не меньше героев фильма любят блистать пэтэушники, восседая с пивом у подъездов, далеко заводит Ивана Вырыпаева: оказывается, "главный признак провинциальности души — чувство ущербности", а "если "безумие" сравнивать со свиньей, а джихад с любовью, то лопата, рассекающая голову некрасивой женщины, есть меч Аллаха, карающий "неверную" за поедание свиных котлет".

Фонтанирующий такого рода идеями дуэт у микрофона вскоре сам окончательно запутывается в метафорах, объявляет амнезию единственно верным ответом на все вопросы и переходит от эпатажных выкладок к бредовой тягомотине. Санек с Сашей бегают друг за другом по луне, полю с коноплей, европейским столицам, а потом дружно падают в водохранилище, чтобы эффектно показать вдох при всплытии как метафору нехватки кислорода.

Отсутствие собственной речи и характеров у персонажей делает их глупыми куклами: нарисованная огненная шевелюра и змейка-татуировка куда интереснее самой девочки Саши, а многослойный образ гопника Санька, зарубившего лопатой жену, не интригует ничем вообще. В какой-то момент в фильме из дома Санька выходят менты, один из которых выплескивает на землю содержимое аквариума вместе с золотой рыбкой. Из всех персонажей этого фильма – реальных и вымышленных – жальче всего почему-то лишь одну эту рыбку.

Справедливости ради нужно сказать, что в некоторых сценах-"треках" - отличная музыка и чарующий видеоряд: в середине "Кислорода", например, камера мчится по московским улицам и набережным, напоминая банальным питероманам, как красива столица. Но находок в "авторском блокбастере" неоправданно мало, и все они теряются на фоне прочей претенциозной ерунды.

Обычно бывает, что те, кто еще не успел посмотреть вышедший на экраны "раскрученный" фильм, завидуют тем, кто уже успел. "Кислород" - редкий случай, когда наоборот: ближе к концу этой занудной музыкальной нелепицы начинаешь всерьёз жалеть, что вообще пришёл смотреть эту муть, и стремишься скорее вырваться из зала с душным экранным содержимым на улицу – вдохнуть настоящий кислород.

Автор: Дмитрий РимайерЖигалов


Поиск по названию