Сказка - ложь (Книга мастеров)

В тридевятом государстве, согласно пророчеству, грядет восстание камней, управляемых Каменной княжной. Если она заполучит Кольцо Всевластья, то есть, простите, волшебный камень Алатырь, то обретет власть над миром. Камень этот выточит ювелир Иванушка, которому придется выбирать между спасением мира и своей возлюбленной. В две тысячи девятом в Российском царстве студия "Disney" выпускает свой первый фильм, сделанный в России, которого будет стесняться до конца своего существования.

"Книга мастеров", желая быть одновременно российским "Властелином колец" и - наследницей традиций волшебных сказок Александра Роу, не сумела стать ни тем, ни этим. Творение сериального режиссера и продюсера Вадима Соколовского, написанное им в паре с некой Анной Старобинец, вышло ни рыбой ни мясом с сучком и с задоринкой.

С первых кадров фильм пытается походить на "Властелина колец": башня Каменной княжны выглядит этаким Ортханком посреди Изенгарда, ее каменные слуги ардары - натуральными назгулами, а длинные пролеты камеры вдоль башни и подземных ходов кажутся очень узнаваемыми. Подражательством грешит и композитор Юрий Потеенко, чья эпическая музыка в "Книге мастеров" не повторяет, но усиленно напоминает мелодии голливудских сказочных хитов "Властелин колец" и, временами, - "Гарри Поттер".

"Уолт Дисней СНГ" и восьмимиллионный бюджет обеспечили фильму хорошие эффекты: сцена создания ардаров и то, как небеса в финале багровеют от волшебства Каменной княжны, весьма впечатляют. Но вся визуальная роскошь "Книги мастеров" запорота сюжетом, построенным как компьютерный квест - когда красивые компьютерные сцены используются как заставки перед очередной порцией хождений-разговоров главного героя.

Фильм не увлекает неожиданными сюжетными ходами и не заставляет переживать за судьбу Иванушки и других сказочных героев. На экране воплощен словно не сказочный мир, а геймплей простецкой компьютерной ходилки, в которой дурной сюжет заставляет на одном уровне сбежать об Бабы-Яги, на другом - освободить русалку, чтобы потом ее хахаль помог проникнуть в башню, и так далее.

Уровень постановки при этом напоминает гастроли любительского театра с картонными декорациями и костюмами, сшитыми из обносок. В сочетании с неплохой компьютерной графикой это неизгладимо действует на психику.

Фильм изначально детский, но для взрослых он заряжен весьма крепкими шутками и стебом. Юмор этот, однако, не такой, который был бы уместен в доброй и детской сказке. Наполовину он составлен из обыгрывания современного в интерьерах старины (не самая оригинальная, мягко говоря, тема), отчасти - из пошленьких скользких шуток. Действительно хороши лишь тридцать четвертый богатырь, традиционно классно сыгранный Михаилом Ефремовым, да говорящее зеркало - Валентин Гафт, бурчащее про нервы и параграф 78.

"Книга мастеров" очень хочет считаться продолжением традиций чудесных советских сказок, и поэтому собрала всех самых именитых и любимых народных артистов. Вот только молодежь, занятую в главных ролях, явно пригласили не за мастерство, а за пригожесть - Иванушка, Катя и Кузьма выглядят в кадре деревянными, Каменная княжна - каменной, а барская дочь Клава - резиновой.

Барин - Куравлев, богатырь - Ефремов, баба Яга - Ахеджакова и Кащей - Куценко же просто не знают, что играть - в "Книге мастеров" для них предусмотрели не характеры, а сюжетные функции - появиться в нужное время, как чертик из коробочки, сказать несколько фраз и исчезнуть. К примеру барин, решивший женить Иванушку на своей дочке Клаве, вместе с ней пропадает из кадра на год (!), пока Иван изучает книгу мастеров (видно, как за окном меняются сезоны).

В общем, затея снять русский "Властелин колец" в традиции Александра Роу "Диснею" не удалась - "Книгу мастеров" делали отнюдь не кино-мастера. На добрых волшебных сказках, снятых Роу, воспитаны многие современные зрители, которые и сегодня их с удовольствием пересматривают. "Книга мастеров" никогда не войдет в эту сокровищницу - эта лента невзрачный булыжник, который захотят пересматривать заново, возможно, те, у кого сердце не каменное - но однозначно каменная башка.

Сказка - жанр поучительный, и советские сказки воспитывали добротой и примером своих героев. А "Книга мастеров" содержит только жвачную мораль уровня "Дома 2" - что любовь растопит камень в сердце. Эта вялая гнильца - единственное содержание пустого фильма-фантика, в котором кроме нее нет ни намека, ни урока для молодцев допризывного возраста.


Поиск по названию