Ходите по ступенькам (Дьявол)

Небритыш, девушка, старушка, здоровый негр и пакистанец дружно застревают в лифте небоскреба, с которого 10 минутами раньше сбросился человек. Сотрудники здания стараются как можно скорее устранить неполадки в работе элеватора. Тем временем узники томятся и мучаются клаустрофобией. Положение усугубляет то, что во время перебоев со светом девушку кто-то ущипнул за попку и поцарапал ей спинку. Подозрение сначала политкорректно пало на пакистанца, но после аналогичной ситуации со здоровым негром, стало ясно, что это происки дьявола, который находится среди запертых в лифте.

Несмотря на то, что в режиссерах числится Джон Е. Даудл, «Дьявол» является частью проекта «Хроники Найта», придуманного Найтом Шьямаланом. Кроме того, Найт является сценаристом и одним из продюсеров картины. Но по факту в связи с последними неудачами на фронте синематографа, выдумщик Шьямалан, создатель необычного и выдающегося фильма «Шестое чувство», ограничивается ролью главного идеолога картины – сюжет дорабатывал Брайан Нельсон, сценарист «Леденца».

На бумаге все это выглядит и «звучит» интригующе, но на деле все оказалось намного прозаичнее. Найт Шьямалан, с его же слов, вдохновлялся романом «Десять негритят» Агаты Кристи. Весьма вероятно, но на выходе получаем Агату Кристи «для бедных». Для начала мы имеем негритят в количестве всего лишь пяти штук, среди которых один является не судьей, как в английском романе, но дьяволом, который тоже по-своему наказывает нечистых совестью людишек.

Вместо загадочного, но красивого и зловещего острова у Кристи, взятого в кольцо буйным морем, мы опять же имеем эконом вариант – просто лифт. Абсолютно скучное и неинтересное место, которое заведомо сложно сценарно обыграть, особенно в течение хронометража фильма, а это около полутора часов. Возможно, выбор места действия был обусловлен тем, что место хоть и скучное, зато легкодоступное – зритель может во время просмотра проецировать страхи на себя. К сожалению, данный ход не сработал.

В так называемых «герметичных» произведениях с ограниченным набором персонажей многое зависит от качества прорисовки и исполнения героев. К сожалению, в «Дьяволе» персонажи картонные и нереалистичные, их поведение совершенно не вписывается в рамки разумного смысла или медицинских диагнозов. Действующие лица по сценарию могут стоять какое-то время спокойно, ждать помощи, а затем ни с того ни с сего начать орать и закатывать истерики, после чего внезапно снова вернуться во взвешенное и уравновешенное состояние. Ни один характер не прописан хоть с какой-либо подробностью, и поэтому, как следствие, совершенно не вызывает никакого сочувствия. Какую-то долю симпатий вызывает смекалистый детектив, но он не является пассажиром лифта.

Идея фильма с наказанием особо провинившихся людей, взятая у Агаты Кристи, претерпела некоторые изменения и стала намного примитивней. Если в «Десяти негритятах» речь шла о правосудии или даже о Правосудии над людьми, которые использовали несовершенство судебной системы и избежали наказания, после чего стали жертвами самосуда, то в «Дьяволе» все сводится к убийству случайно отобранных людей, безусловно, не являющихся пушистыми зайчиками по жизни, но вряд ли заслуживающих столь изощренного наказания еще при жизни. Таким образом, философия справедливости и наказания была упрощена настолько, что стала выглядеть очень дешево и искусственно, а наказания от дьявола ассоциируются с нелепой случайностью по отношению к выбранной группе людей, а не с воздаянием по заслугам.

У «Дьявола» более чем скромный по меркам Голливуда бюджет в 10 млн долларов, поэтому никаких выдающихся спецэффектов ждать не стоит. Более того, все аномальные происшествия случаются исключительно при выключенном свете, что само по себе не заслуживает осуждения – во многих триллерах и ужастиках определенные сцены и моменты были построены чисто на звуковых эффектах, но в «Дьяволе» это не работает.

Поэтому типичная сцена нападения полностью продемонстрирована в трейлерах и выглядит примерно следующим образом. Пассажиры лифта стоят спокойно, прилично, никого не трогают. Выключается свет, на долю зрителя, соответственно, выпадает темный экран, таинственные шорохи и сопение. Свет включается. «А меня кто-то укусил за попу!» - восклицает девушка, не лишенная привлекательности, особенно в столь ограниченном пространстве при довольно скудной женской конкуренции в лице старушки. Затем пассажиры начинают вычислять нападавшего – данный процесс местами напоминает игру «Мафия». Так что единственное утешение от столь малого бюджета – это тот факт, что он гарантированно окупится, но вряд ли авторы надеялись ограничиться столь малым результатом.

Пара слов про то, как это все сыграно. Делая скидку на поверхностный и фанерный сюжет, актерские работы признаю удовлетворительными. Никто особо не отличился и не запомнился. Разве что Логан Маршалл-Грин и Бояна Новакович смотрелись чуть интереснее из-за того, что их персонажи поживее других. Здоровый негр Букем Вудбайн, возможно, перестарался с изображением клаустрафоба и оттого выглядел странным и инородным весь фильма.

Итак, у нас совершенно вторичная поделка-штамповка. Имя Шьямалана становится нарицательным. Используйте полтора часа с большей пользой – позвоните родителям.

Автор: Андрей Исаев


Поиск по названию