Искусство требует жертв (Черный лебедь)

Одержимость и прослеживание пути к саморазрушению - любимая тематика кинематографических работ режиссера Даррена Аронофски. Благодаря невероятно запоминающейся стилистике и постоянной смене сеттинга собственных фильмов, Аронофски всегда удается удивить зрителя чем-то особенным, даже если изначально тема кажется затертой (вспомнить хотя бы великолепную драму "Реквием по мечте"). В "Черном лебеде" режиссер вновь обращается к излюбленной теме, но ощущение вторичности отсутствует, поскольку ему снова удается продемонстрировать зрителю действительно запоминающийся и вполне оригинальный фильм.

Прима балетного театра Нина всю жизнь стремиться быть лучшей среди своих соперниц. Получив главную роль в очень важной постановке, она и не догадывалась, что для того, чтобы достойно сыграть эту роль, ей придется открыть в себе ту личность, о существовании которой она и сама не подозревала. Ситуация осложняется еще и тем, что у нее появилась достойная конкурентка, которая рискует отобрать у Нины все партии.

Сам по себе сюжет, несмотря на кажущуюся поначалу простоту, очень захватывает и поднимает интересную тему: А стоит ли искусство таких жертв? "Конечно же, стоит!" считала Нина и принялась искать в себе те качества, которых ей не хватало, чтобы сыграть свою роль лучше всех. А ведь не зря говорят, что лучшую роль можно сыграть, лишь прожив её вместе со своим персонажем. И в итоге, Нина постепенно теряет себя, стараясь перевоплотиться в своего персонажа.

Чтобы полностью передать зрителю внутреннее состояние Нины и перемены в её характере, режиссер использует невероятные визуальные фокусы, делая происходящее на экране невероятно сюрреалистичным. Со временем даже не понимаешь, что реальность, а что - плод воображения Нины. Несмотря на то, что злодеев здесь, по сути, нет, фильм не иначе как "балетным триллером" назвать не получается. Высокий уровень саспенса ближе к середине заставляет просто вжаться в кресло от напряжения, и с каждым последующим эпизодом оно будет лишь расти. Финал же описать словами невозможно: его просто нужно увидеть.

Когда наступают спокойные эпизоды, картина радует нас грациозными балетными танцами, при просмотре которых кажется, будто смотришь настоящую театральную постановку. Оператор же в эти эпизоды словно сердцем чувствует ритм танца и двигает камеру, ловя буквально каждое движение экранных балерин, делая происходящее на экране настоящим произведением искусства.

Не меньших эпитетов заслуживают и центральные актеры, хотя справедливости ради стоит отметить, что данная лента больше походит на цельный бенефис актрисы Натали Портман, настолько она была проникновенна в этой роли. Ей досталась самая сложная работа: передать внутренние перемены своей героини на протяжении всего фильма. И ей это удалось сполна. Ей-богу, одна из лучших, если не лучшая женская роль в этом году!

Остальные актеры, конечно, остались немного в тени, но кое-кого отметить определенно стоит. Венсан Кассель показал своего героя настоящим фанатом своего дела, который требует от своих подчиненных максимальной самоотдачи и стремится к совершенству. Вайнона Райдер появляется на экране недолго, но успевает запомниться. Её героиня (ушедшая на покой из-за возраста талантливая балерина). Пожалуй, единственным слабым звеном фильма является игра Милы Кунис. Она, конечно, играет неплохо, но, увы, уровня тех же Портман и Касселя достичь не смогла.

В целом, можно сказать, что "Черный лебедь" абсолютно заслуженно получил свои номинации на премию "Оскар". Это действительно великолепная картина, которую стоит посмотреть, даже если вы не являетесь поклонником балета. Что же касается основного вопроса "Стоит ли?". Наверное, стоит, ведь именно такое искусство и называют настоящим. Вот только, погрузившись в работу, нелья забывать обратного пути к тому моменту, когда ты был собой.

Автор: Дмитрий Дуб

Одержимость и прослеживание пути к саморазрушению - любимая тематика кинематографических работ режиссера Даррена Аронофски. Благодаря невероятно запоминающейся стилистике и постоянной смене сеттинга собственных фильмов, Аронофски всегда удается удивить зрителя чем-то особенным, даже если изначально тема кажется затертой (вспомнить хотя бы великолепную драму "Реквием по мечте"). В "Черном лебеде" режиссер вновь обращается к излюбленной теме, но ощущение вторичности отсутствует, поскольку ему снова удается продемонстрировать зрителю действительно запоминающийся и вполне оригинальный фильм.


Поиск по названию