Ни фута под килем (Пираты Карибского моря 4: На странных берегах)

В фильме "Пираты Карибского моря 4: На странных берегах" есть все. Лондон времен расцвета барокко, роскошные тропические пейзажи, сексапильные русалки, испанские конкистадоры, флибустьеры всех мастей, Эдвард Тич по прозвищу Черная борода, его прекрасная дочь и, конечно, неизменный в своих ужимках и побрякушках Джек Воробей. Нет только одного - "Пиратов Карибского моря" в том виде и качестве, в котором основанная на аттракционе франшиза завоевала весь мир.

Первый и самый заметный недостаток фильма, как ни странно, это сам Джонни Депп. Уже с первых кадров видно, что он честно отрабатывает свой огромный гонорар, но не более того. В глазах его героя нет ни былого задора, ни былой удали. Он очень устал от необходимости соблюдать предписанные его персонажу правила поведения и периодически сыпать остротами в его стиле. Депп усиленно играет в Джека Воробья, но не является им, как было в оригинальной трилогии.

Остальные исполнители главных ролей выглядят едва ли лучше, но в их случае вина полностью лежит на сценаристах, не сумевших придумать ни одной сколько-нибудь запоминающейся сцены или диалога. Сверххаризматичный Барбоса (Джеффри Раш), одно появление которого в финале "Сундука мертвеца" могло вызвать аплодисменты в зале, выглядит брюзжащим стариком. Капитан Черная Борода (Йен МакШейн) тщится стать новым Дэйви Джонсом, но не наследует и десятой доли величия и драматизма последнего. Его заботливая дочь (Пенелопа Крус), несмотря на всю свою горячую испанскую кровь, вызывает чувство глубокой ностальгии по лишенной некоторых выдающихся достоинств, но куда более энергичной и сексапильной Элизабет Суон.

Что же касается второстепенных персонажей, которые, по идее, должны были вытеснить Уилла Тернера и его возлюбленную, командора Норрингтона, а также неразлучную парочку - господ Пинтела и Рагетти, то их образы столь поверхностны и так обделены яркими чертами, что после просмотра зритель вряд ли вообще будет вспоминать их сюжетные линии. А уж зачем в картине появилась Джуди Денч, привлечением которой так гордились создатели фильма, и вовсе неясно.

Второй отрицательный момент - это море. Точнее почти полное его отсутствие в картине. И это при том, что фильм посвящен корсарам, а не археологам, отправившимся на поиски древнего артефакта. Никаких морских баталий и кошмарных чудищ, никаких даже самых слабых намеков на тот дух безграничной свободы и авантюризма, который буквально пропитывал каждый кадр оригинальной трилогии и являлся основным мотивом для всех без исключения героев. Совершенно очевидно, что море и все, что с ним связано, пало жертвой неуемного стремления компании Walt Disney сократить бюджет, ибо, как известно, съемки на воде чрезвычайно сложны, а спецэффекты - весьма затратны.

К слову, экономия на спецэффектах выразилась в почти полном отсутствии оных, что для фильма из серии "Пираты Карибского моря" смерти подобно. Ведь трюковые съемки трюковыми съемками, но чего стоила одна команда Дэйви Джонса сплошь нарисованная с помощью графических станций, да и экипаж "Черной жемчужины", превращающийся в свете Луны в призраков, был прекрасен. Не говоря уж о всяких Кракенах и все тех же морских баталиях. Ничего этого в четвертых "Пиратах" нет.

И последнее. Режиссер Роб Маршалл снял один хороший мюзикл и представил на суд зрителей одну неплохую экранизацию литературного произведения. Выбор его в качестве постановщика очередной серии "Пиратов Карибского моря", которая, по задумке, должна дать старт новой трилогии, был большой продюсерской ошибкой Джерри Брукхаймера. Если бы первую часть оригинальной трилогии доверили снимать не Гору Вербински, а Робу Маршаллу, то никакой франшизы сейчас не существовало бы, а тот единственный фильм присоединился бы к целому ряду картин на эту тему, которые сейчас уже никто не помнит.

И все же, как не парадоксально, "Пираты Карибского моря 4: На странных берегах" достойны похода в кинотеатр. Даже несмотря на полное отсутствие динамики и духа, несмотря на уставшего Деппа, незапоминающихся злодеев и второстепенных героев. Достойны потому, что "Пираты Карибского моря" - это, пожалуй, лучшее, что случилось с приключенческим кинематографом со времен "Индианы Джонса". В любом случае стоит проводить капитана Джека Воробья на пенсию с размахом.

P.S. Не совсем понятно, по какой причине отечественные локализаторы назвали фильм "На странных берегах". То ли потому, что не посчитали нужным узнать, что книга Тима Пауэрса, на основе которой построен сюжет, издавалась в России под названием "На странных волнах", то ли потому, что поняли: никаких волн в "Пиратах Карибского моря 4" нет, есть только суша.

Автор: andrew

В фильме "Пираты Карибского моря 4: На странных берегах" есть все. Лондон времен расцвета барокко, роскошные тропические пейзажи, сексапильные русалки, испанские конкистадоры, флибустьеры всех мастей, Эдвард Тич по прозвищу Черная борода, его прекрасная дочь и, конечно, неизменный в своих ужимках и побрякушках Джек Воробей. Нет только одного - "Пиратов Карибского моря" в том виде и качестве, в котором основанная на аттракционе франшиза завоевала весь мир.


Поиск по названию