Джонни Д. / Public Enemies

Криминальная драма "Джонни Д." (Public Enemies)
Режиссер - Майкл Мэнн. В ролях - Джонни Депп, Кристиан Бэйл, Марион Котийар, Чаннинг Татум, Дэвид Венем, Стивен Грэхем, Стивен Дорф, Джованни Рибизи. США. 2009. 140 мин. Бюджет: $100 млн. Сборы по миру: $196 млн.

Криминал в богатом доме с сопливым концом.
Отзыв кота Бублика

Я так плакала, так плакала, когда Джонника
убили. Хорошо мне потом сказали, что
Деппчика не убили. Это какого-то
другого Джонни убили.
Которого он просто кривлялся.
Блондинка Леночка

 

Тридцатые тысяча девятисотых. Америка. Джон Диллинджер (Джонни Депп) - удачливый и франтоватый грабитель банков. Когда-то в детстве он сел на десять лет за кражу каких-то пирожков, но в тюрьме познакомился с правильными пацанами, после чего понял, что жизнь вора - это круженье под свинцовым ливнем, это шальные деньги тугими пачками, это танцовщицы с тугими грудями, это роскошные отели с тугими перинами, ну и, как следствие, все время нужно думать, чтобы не попасться в лапы полису, которые - вот твари! - почему-то не любят, когда франтоватые парни грабят банки.

К сожалению, для Джона его роскошная грабительская жизнь потихоньку подходит к концу. Нет, он все еще хорохорится - с остатками былых друзей делает налеты на банки, там невероятно красиво перепрыгивает через барьеры, стреляя в воздух и выкрикивая коронную фразу "Это ограбление", берет кассу, захватывает заложников, не забывая накинуть на них собственное пальтецо, чтобы у заложников ай-яй-яй не заложило носик, после чего сваливает с бабками, оставляя полицейских с носом или с пулей в голове.

Но серьезные мужчины, которые к тому моменту уже создали Синдикат, прозванный газетчиками "мафия", прекрасно понимают, что ограбление банков - занятие для малолеток. Ибо слишком мал куш и слишком велика опасность. К тому же - привлекает к себе пристальное внимание общественности, газетчиков и властей, что для серьезных людей - совершенно ни к чему. Потому что они делают другие дела. Покупают отели и другую недвижимость, создают подпольные букмекерские конторы, строят игровые центры - в общем, занимаются настоящим бизнесом, а не этими детскими игрушками, которыми до сих пор забавляется Джон Диллинджер.

А тут еще пижонистый Эдгар Гувер со своим Бюро расследований потихоньку начинает взламывать правовые границы штатов и активно охотится за криминальными авторитетами, привлекая к себе на службу в Бюро самых молодых и неистовых.

Одним таким гуверовским назначенцем стал детектив Мелвин Первис (Кристиан Бэйл). Гувер его сделал главой Бюро в Чикаго и поставил задачу наконец-то поймать и обезвредить Диллинджера.

Что у нас с Диллинджером? У него, несмотря на все происки властей, в этот момент в душе - весна. Он в каком-то кабаке познакомился с красоткой Билли Фрешетт (Марион Котийар), переспал с ней, купил девушке шубу и теперь развлекает рассказами о том, как они уедут далеко-далеко, где нет полиции и тепло.

Ну и далее зрителей ждет длиннющая история о том, как Первис Диллинджера схватит - и упустит. Схватит - и упустит. Потом опять упустит. Затем попытается схватить. После этого снова упустит и, наконец, застрелит. Тут и сказке конец. А кто слушал - тот герой, потому что высидеть эту двухчасовую тоску - за эдакое надо орден вручать.

***

Честно говоря, вот от кого-кого, а от Майкла Мэнна подобного я никак не ожидал! Мэнн, конечно, не Скорсезе, но режиссер тем не менее очень сильный. "Схватка" - блестящий фильм с великолепными актерскими работами Аль Пачино и Де Ниро. "Соучастник" - серьезная и очень атмосферная криминальная драма, где Мэнн даже из полупустышной суперзвезды Тома Круза ухитрился выжать хорошую игру, а уж Джейми Фокс там выглядит просто отлично. "Свой человек" - сильная психологическая драма с Кроу и Аль Пачино. И даже ремейк "Полиция Майами: отдел нравов", который уже шаблонный и спорный, тем не менее смотрелся вполне эффектно.

Но похоже, что Мэнн с пъедестала все-таки сползает. Причем очень явно. "Джонни Д." (оригинальное название - "Враги общества", а наши локализаторы, как обычно, решили, что они лучше создателей знают, как следует называть картину) был задуман как эдакая криминальная сага. Жанр очень выигрышный - если, конечно, уметь его снимать. Достаточно вспомнить "Крестного отца", "Однажды в Америке" и даже совсем недавнего "Гангстера".

Да и приглашение на роль грабителя банков Джона Диллинджера актера Джонни Деппа - тоже вопросов не вызывало. Джонни Депп - актер сильный, эффектный. И он мог бы сыграть эту роль отлично - если бы знал, что ему играть.

Реального Джона Диллинджера в те времена именовали очередным "Врагом общества номер один" - просто потому, что он, в отличие от членов Синдиката, постоянно был на виду и хотел быть на виду. Диллинджер грабил банки и водил за нос полицию. Он был франтом и пижоном, любил шикарные отели и рестораны, обожал дорогие автомобили и любил рисоваться. В этом он был чем-то похож на знаменитого "Шрама" - Аль Капоне, однако Джон при этом, в отличие от Капоне, не был психопатом (потому что не болел сифилисом) и не отличался особой жестокостью.

Диллинджер старался грабить только банки, обвиняя их в наступлении Великой депрессии, и во время ограблений зря в людей не стрелял, так что в народе у него был имидж эдакого "робин гуда". Впрочем, десяток полицейских за свою жизнь Джон уложил, но тут уж правила игры были такие: они стреляли в него, он стрелял в них.

Диллинджер два раза ухитрялся бежать из тюрьмы, поэтому в конце концов, во время захвата Джона просто застрелили - безо всяких "Сдавайся", "Вы, сударь, под арестом" и прочих глупостей. Сдала его содержательница публичного дома Анна Сейдж, которую Бюро тупо пообещало выслать обратно в Румынию, если она им не поможет.

Что получилось у Мэнна? Ничего хорошего у него не получилось. Мэнн по-видимому сам ни черта не понимал, что он хочет снять, поэтому сценарий написали с расчетом в основном на девочек-школьниц, да и снимали, судя по всему, в расчете исключительно на них.

Цельности в картине нет как класса. Есть Джонни Депп, который носит себя в роли Джонни Деппа, носящего себя в окружении тщательно воссозданного антуража тридцатых прошлого века. Есть француженка Марион Котийар, играющая задушевную подругу Джонни Деппа, которую он сначала трахнул, потом подарил шубу, ну и после этого долго рассказывал о том, как они, мол, "уедут далеко-далеко, где много солнца и много банков, которые никто не охраняет". Есть какие-то нарезки из жизни Джона Диллинджера, часть из которых этой жизни более или менее соответствует, а часть - в основном, относящаяся к француженке, - выдумана сценаристами, чтобы школьницы поплакали.

Никакой "эпической саги" здесь нет и в помине, хотя фильм очень длинный и очень нудный. Мэнна, в общем-то, совершенно не интересует, кем был на самом деле Джон Диллинджер. (Собственно, меня его персона тоже как-то мало волнует - чай, не Лаки Лучано и не Мейер Лански, - но я-то про него кино снимать не брался.) Поэтому персонаж у Мэнна с Деппом получился насквозь фальшивый, картонный и несуразный.

Сначала экранный Диллинджер устраивает пацанам крутой побег из тюрьмы. (Поставлено это тоже, конечно, больше для школьниц, но тем не менее.) Потом он картинно грабит банк, при этом очень трогательно заботясь о заложниках. Далее Диллинджер знакомится со случайной теткой в кабаке и начинает разводить с ней такие слюни-сопли, что прям даже как-то странно становится. Все время недоумеваешь - действительно ли речь идет о знаменитом бандите или же мы уже переключились на бразильский сериал.

И так - практически весь фильм. Диллинджер-Депп то внезапно окрутевает непонятно с чего, то снова превращается в красавчика Джонни с его неземной околофранцузской любовью.

Несколько сцен фальшивы настолько, что их даже было как-то неудобно смотреть. Особенно эпизод с наглым визитом Диллинджера в отдел по борьбе с Диллинджером. В фильме он просто туда заявился безо всякого грима - ну так, поглядеть на фотки и вещественные доказательства. Заявился, походил, даже поболтал с сотрудниками отдела, которые его фотографии видели по сто раз на дню несколько лет подряд. В общем, прогулялся.

Аналогичной дешевкой выглядит сцена, когда Джон привозит француженку в дом, где ее ждет засада. Француженку выволакивают сотрудники отдела, Диллинджер типа как в ужасе выходит из машины и стоит посреди улицы, а сотрудники проходят мимо него и заталкивают тетку в машину. Типа как тоже не заметили. Этот Диллинджер у Мэнна был стеклянный, точно вам говорю.

За финал, конечно, Мэнну отдельное большое наше спасибо. Когда суровый техасский шериф, лично застреливший за свою жизнь под сотню всяких бандюганов, приходит к француженке и передает ей последние слова Джона: "Ветка сирени упала на грудь, милая Билли меня не забудь", - кота Бублика все-таки стошнило у ведра, не выдержало благородное животное этой несусветной дешевки.

Кристиан Бэйл в роли главного антагониста Джона - начальника чикагского Бюро Мелвина Первиса - делает все что может. Но его персонаж также прописан в расчете на определенную очень узкую аудиторию, поэтому раскрыться Бэйлу не дали даже рядом. Если в начале фильма он еще демонстрирует какие-то эмоции, то чем дальше, тем больше каменеет лицо Первиса, так что когда его сотрудники в сотый раз допускают очередной дикий ляп, Мелвин смотрит на них безучастно и даже ничего не говорит. Персонаж получился из серии "Быть может, я картонный герой, но я начинаю бой. В конце концов, за это хорошо заплатили".

Да, к воссозданию атмосферы тридцатых Мэнн подошел серьезно: костюмы, автомобили, обстановка и так далее. Но весь пар у него ушел в свисток: атмосфера есть, а фильма нету. Есть набор картинок с картонными персонажами, есть абсолютно надуманные и фальшивые истории, в которые поместили якобы Диллинджера, есть носящий себя Джонни Депп и окаменевший Бэйл. Виноват в этом, безусловно, постановщик. Он совершенно не знал, что он хочет снять, поэтому понадеялся на то, что если Деппа с Бэйлом кинут в эту картонную историю, то они ее расцветят яркими красками.

Не получилось. Фильм нудный и раздражающий. И никакие интерьеры и костюмы его не спасут. И даже тот факт, что сцену убийства Диллинджера сняли у того же кинотеатра, где его действительно убили. Картину это, к сожалению, никак не оживляет.

Ну и нужно еще отметить странную манеру съемки на цифровую камеру. Одни эпизоды смотрятся "глубоко" и эффект как от старой доброй пленки. Но некоторые другие, обычно снятые в помещениях, выглядят очень "по телевизионному". Как будто это не художественный фильм, а телесериал. Лично мне это мешало, да и многие другие зрители писали о данном эффекте.

В общем, я смертельно разочарован. Такое ощущение, что этого "Джонни Д." снимал какой-то Эммерих, которому не разрешили в очередной раз удолбать Нью-Йорк на экране, так что он остался со своей слюнявой историей, но без всемирного дизастера. Как такой дурдом мог снять Майкл Мэнн (а он там еще и продюсер, и оператор, то есть никто ему руки не связывал) - я решительно не понимаю.

Смотреть эту тоску зеленую, если вы не школьница, совершенно не нужно. Лучше пересмотреть "Схватку". А школьницам - да, смотреть обязательно. Это же Джонни Деппчик! Такая пуфыстая пуся!

P.S. Так, просто для разнообразия, несколько фотографий реального Джона Диллинджера. Он все-таки не был пуфыстой пусей.

 

***


Поиск по названию