Эхо прошедших лет (Расплата)

Моссад, как известно, никогда, ничего и никому не прощает, и уж тем более не забывает. А в середине прошлого века это правило было особенно актуально в отношении бывших нацистов. В 1965 году трое сотрудников израильской разведки благополучно ликвидировали экс-фашиста Дитера Фогеля, работавшего в годы Второй мировой "доктором" в Освенциме. Несмотря на то, что по заданию они должны были всего лишь доставить его к себе на родину, где ему грозил суд, в Израиле их встречают как героев. Однако тридцать два года спустя в интернете всплывает информация о том, что некий "Хирург из Биркенау" жив и здравствует в одном из пансионатов западной Украины, готовый в ближайшее время дать интервью журналистам. Это и вынуждает бывших агентов вновь вспомнить былые времена.

Некоторым людям этот фильм наверняка напомнит "Мюнхен" Спилберга, но за его основу было взято несколько другое произведение еврейской тематики.

Режиссеру Джону Мэддену удалось сделать то, что в наше время, к сожалению, редкость, а именно: превзойти оригинал. Фильм "Расплата" (The Debt; как вариант – "Долг") является ремейком одноименной израильской картины 2007 года. Творение Ассафа Бернштайна уступает работе Мэддена по большинству параметров, от актерской игры до работы оператора. Единственное, в чем оно может потягаться с американской версией – это музыкальное сопровождение, которое в обоих фильмах сделано достойно и органично сливается с антуражем и темой картины.

Добрую половину фильма занимает крупный флэшбек, демонстрирующий непосредственно саму операцию по поимке нациста. Именно здесь перед нами предстают персонажи Сэма Уортингтона, Джессики Честейн и Мартона Чокаша. Вообще, что касается актерской работы, то все, без исключения, показали себя просто прекрасно. Но, так как имена Хеллен Миррен и Тома Уилкинсона сами по себе являются залогом качественной игры и не особо нуждаются в представлении, я бы хотел поподробнее остановиться на молодой троице.

В первую очередь нельзя не отметить замечательную игру новоиспеченной звезды Уортингтона, успевшего заработать себе репутацию бесстрашного геракла-оратора, преодолевающего титанические трудности, по пути нарезая из подлых вражин ломтики шницеля. Здесь у него, наконец-то, проявился недюжинный драматический талант, заставивший сопереживать герою и верить в искренность его эмоций. Помимо него, хочется отметить и остальных членов команды, особенно Джессику Честейн, чьи актерские способности вряд ли смогут вызвать нарекания у зрителя. Прекрасно справился со своей ролью и Джеспен Кристенсен, сыгравший нациста Фог
еля. Сволочь из него вышла хоть куда, запоминающаяся и яркая даже в "молодости", что, впрочем, неудивительно, учитывая солидный возраст и опыт актера.

Отдельное спасибо хочется сказать оператору Бену Дэвису, сумевшему превосходно осветить все чудесные и невероятно реалистичные декорации фильма, создавшие волнообразную атмосферу, в которой чередовались визуальные напряженность и разрядка.

Касательно сюжета картины могу сказать, что не зря над сценарием работали пять человек, в том числе и авторы израильской картины. Закрученный на порядок интереснее, чем в оригинале, он являет собой захватывающий триллер, полный интригующих моментов, местами, как я уже сказал, разбавленных катарсисом. И хоть фильм не может похвастаться обилием спецэффектов, это с лихвой компенсируется мощной драматической составляющей. Вас словно ненавязчиво швыряют вверх и вниз, в преддверии довольно неожиданной концовки. К слову, славянофилы могут быть спокойны: несмотря на то, что треть фильма происходит на территории западной Украины, здесь нет даже намека на какую-либо "клюкву", так любимую создателями шпионских боевиков.

К моему глубокому сожалению, во время просмотра в зале присутствовало всего три человека, включая меня самого. Нет, я, конечно, люблю спокойствие и комфорт, и всецело разделяю принцип "меньше народу – больше кислороду", но мне обидно, что столь добротную картину, выполненную в лучших традициях шпионских триллеров, игнорирует подавляющее большинство людей.

Я понимаю, что все дружно бросились смотреть "Гарри Поттера" (я и сам не избежал этой участи), но неужели нельзя найти пару часов, чтобы на примере качественного детектива лишний раз убедиться, что преступление не знает срока годности, а расплата способна дотянуться из тьмы прошлого, через несколько десятилетий, в настоящее? Да и, в конце концов, это очень увлекательное кино.

Автор: Роман Волхов


Поиск по названию