Ученье - свет (Ларри Краун)

Ларри Краун (Том Хэнкс) – далеко не молодой, но перспективный и довольный своей работой продавец в супермаркете. Однако образ его жизни меняется после того, как он попадает под каток беспощадного сокращения. Причиной его увольнения становится отсутствие у него высшего образования, так как после школы он сразу отправился во флот, где задержался на долгие двадцать лет. После нескольких неудачных попыток снова найти работу (ипотеку никто не отменял), он все-таки решается наверстать упущенное, из-за чего и возвращается к нелегкому делу – учебе в колледже.

Надо сказать, что это отнюдь не дебют Тома Хэнкса как режиссера. Помимо постановки отдельных серий нескольких разномастных сериалов, на его счету уже имелась полнометражная работа "То, что ты делаешь!". Но, увы, Хэнксу не удалось превзойти самого себя: новая картина вышла на порядок слабее творения 1996 года.

"Ларри Краун" хоть и позиционирует себя как романтическая комедия, таковой не является. Нет, это, конечно, романтический фильм, но комедийная составляющая оставляет желать лучшего. Сценаристы явно не стремились проявить фантазию в отношении юмора, в результате чего он получился слишком уж мягким и ненавязчивым: редкие нескрываемые переписки по СМС на лекциях (с вытекающими из этого последствиями), пара полукомических персонажей на речевых курсах и "танец" перед дверью своего преподавателя – это никак не уровень полноценной комедии. Все это лишь подчеркивает чрезмерную "добродушность" фильма.

О "добродушности" стоит сказать отдельно: она здесь не то что превалирует, а самым натуральным образом владеет всем фильмом. В картине напрочь отсутствует хоть какой-то условно отрицательный персонаж, а единственная настоящая неприятность уже указана в аннотации, да и ту главный герой преодолевает без особых препятствий, поскольку учеба дается ему феноменально легко. Я понимаю, что это вроде как "легкий" фильм, но слишком уж большой уклон сделан в сторону американской сказки.

Что касается своеобразного "посыла" фильма, заключающемся в тезисе, что высшее образование – это очень полезно и обязательно для всех (кстати, сам Хэнкс этого мнения не разделяет), то он теряется еще на полпути к финалу. В смысловом плане фильм провалился, и все потому, что этот самый тезис на протяжении всей ленты так ничем и не подтверждается. И то ли это оригинальный сюжетный ход, то ли сюжетная недоработка, но «Хэппи энд» получился довольно неоднозначным, словно настоящую концовку оставили за кадром.

Нельзя не отметить следующее: несмотря на стандартный хронометраж в полтора часа, фильм кажется затянутым. Во время просмотра остается лишь удивляться безбожно вялому развитию событий. Да, сцены словно перетекают друг в друга, плавно и без препятствий, но потрясают своей однообразностью: половина из них повторяется как минимум дважды, а то и трижды, лишь слегка меняя ход событий и антураж. Вкупе с общей атмосферой всеобъемлющих оптимизма и спокойствия, это вызывает просто катастрофическое, "зевотное" состояние расслабления. Если бы игра актеров была заурядной, хорошего сна в зале не избежал бы никто.

К счастью, сильной стороной картины стал ее актерский состав, ибо она только на нем и держится. И я имею в виду отнюдь не количество знаменитостей на полчаса фильма (их тут всего-то две), а качество игры актеров. Почти все они вышли на редкость харизматичными, нигде не чувствуется перебора, никто не переигрывает. Большинство персонажей имеют свой, ярко выраженный характер, от чернокожего соседа-торгаша с поистине еврейской хваткой до напыщенного и самовлюбленного профессора экономики с очень своеобразным чувством юмора и такта. Здесь я не могу не остановиться поподробнее на двух центральных героях: самом Ларри Крауне и Мерседес Тайнот, одном из его преподавателей, которую сыграла Джулиа Робертс.

Подавляющему большинству людей Том Хэнкс известен по сильным драматическим ролям; почти все хоть раз видели "Спасение рядового Райана", "Зеленую милю" или именитого "Форреста Гампа". И всем, конечно же, известно, что талант не имеет жанровых границ. Но здесь, в силу упомянутой мною выше загубленной юмористической составляющей, вместо того, чтобы показать себя в новом свете, он снова возвращается к своему, уже малость заезженному, амплуа. Честно признаюсь, меня это в какой-то степени даже разочаровало.

Что же касается Джулии Робертс, то изобразить подающего большие надежды мизантропа и, одновременно с этим, по-своему стервозное творение природы ей полностью удалось. Вместе с Хэнксом они создали на удивление хорошую экранную пару, даром что это не первая их совместная работа (первой была "Война Чарли Уилсона").

В целом, "Ларри Краун" – ничем не выдающееся, слишком "доброе" и местами скучноватое кино, которое вытягивают только его отлично подобранные актеры и качественно прописанные персонажи. Хотите ли вы смотреть на терзания и "катастрофу среднего возраста" обыкновенного американца, выполненные, тем не менее, в легкой и непринужденной манере – решайте сами.

Автор: Роман Волхов


Поиск по названию