Джерри Магуайер / Jerry Maguire

Романтическая трагикомедия "Джерри Магуайер" (Jerry Maguire)
Режиссер - Кэмерон Кроу. В ролях - Том Круз, Рене Зельвегер, Кьюба Гудинг-младший, Келли Престон, Джей Мор, Джонатан Липницки, Джерри О'Коннелл. США. 1996. 139 мин. Бюджет: $50 млн. Сборы по миру: $273 млн.

Джерри Магуайер (Том Круз) - успешный спортивный агент, работающий в крупной компании SMI. Спортивный агент - это человек, который должен вовремя угадать в некоем спортсмене будущую звезду, заключить с ним агентское соглашение, а дальше, по мере роста спортивных достижений своего подопечного, выбивать из владельцев различных команд все более и более крутые контракты, причем, разумеется, не без вполне ощутимой комиссионной пользы для себя. Джерри является агентом десятков звезд, совершает 240 звонков в сутки, не снимает телефонную гарнитуру с головы даже во время посещения туалета и держит руку на куче взволнованных состязаниями пульсов.

Не беда, что Джерри не является публичной личностью. Его почти никто, кроме спортсменов, не знает в лицо, он не попадает на обложки журналов, и если даже кто-то из журналистов и фотографирует спортивную звезду вместе с его агентом, то от агента на фотографии остается максимум кусок уха.

Казалось бы, Джерри должен быть вполне доволен своей жизнью: он зарабатывает отличные комиссионные, любит свою работу и все такое, однако временами Джерри гложет червячок сомнения. "Хорошо ли мы относимся к спортсменам? - думает ночами Джерри. - Являемся ли мы для них родной матерью либо же просто, как зловещие хищники, высасываем все их силы и спортивный задор, а потом выкидываем на задворки истории, подыскав себе новую жертву?"

Все эти мысли приводят к тому, что в очередную бессонную ночь Джерри пишет на своем компьютере Меморандум - документ в несколько страниц, в котором он предлагает компании слегка изменить губительный для спортсменов путь взаимоотношения с ними агентов. Агент должен стать для спортсмена родной матерью - вот основная мысль Меморандума. Поэтому агент должен работать не с десятками спортсменов, а с единицами - ну, чтобы четко следить, вовремя ли спортсмен ложится спать, не болит ли у него животик и не перетруждается ли он с семейным или внесемейным сексом перед важными соревнованиями.

В SMI Меморандум Джерри вызвал фурор. Магуайер озвучил те мысли, которые нередко приходили в голову остальным агентам. Но те прекрасно понимали, что бизнес в условиях акульего мира капитализма не совместим с родноматерным отношением к спортсменам, поэтому предпочитали помалкивать. А Джерри помалкивать не стал! За это, разумеется, и пострадал - его уволили, потому что спортивный агент, проявляющий подобную слабость, должен идти работать воспитательницей в детский сад. Ему не место в мире насилия и зла, которым является профессиональный спорт.

Причем увольняет Джерри сладкоречивый Боб Взяткин (Джей Мор) - тот самый Бобби, который называл Джерри своим учителем и утверждал, что без Джерри SMI никогда бы не добилась нынешних успехов. Но Боб, в отличие от Джерри, верен идеям мира чистогана. Джерри проявил слабость - это может подставить всю контору. Поэтому, Джерри, старина, ты уволен. Быстро собрал манатки, и чтобы я тебя, старичок, тут больше никогда не видел.

Сначала Джерри не понимает, что это - полное крушение всех надежд из шести букв, вторая "и". Он думает, что сумеет сохранить всех своих именитых клиентов, поэтому достаточно просто открыть свою собственную контору и начать успешно конкурировать с SMI. Однако действительность грубо обломала наивные Джеррины мечты. Клиенты Джерри вовсе не собирались из-за него рвать с SMI. В конец концов, SMI - это целая корпорация. А Джерри... Джерри уволили. Так что он - неудачник. Зачем же связывать свою карьеру с неудачником? Нет, старичок, у нас в Америке, старичок, это не принято. Поэтому спасибо тебе за любовь и ласку, говорят почти все его клиенты, но мы, старичок, остаемся с SMI. В конце концов, мы к ней привыкли...

И тут Джерри наконец-то понимает, в какую глубокую заднюшку он попал со своим пафосным Меморандумом! Клиентов у него практически не осталось! Только Род Тайдуэлл (Кьюба Гудинг-младший), который хочет, чтобы Джерри стал для него родной матерью, но который - строго между нами - вовсе не является лучшим клиентом в мире. Все остальные перебежали в SMI. Даже Фрэнк Кушман (Джерри О'Коннелл), чей отец гарантировал Джерри своим крепким, как дуб, словом, что Фрэнк останется с Джерри, - и тот перебежал к Бобу Взяткину.

А уж персонал SMI, которых Джерри дружелюбно приглашал в свою новую контору... Ни один человек не принял приглашение. Кроме скромной бухгалтерши Дороти Бойд (Рене Зельвегер), которая прочитала Меморандум и была тронута его составляющей. Впрочем, это неудивительно, потому что Дороти - мать-одиночка, воспитывающая сына Рэя (Джонатан Липницки), поэтому идея о том, чтобы агент стал спортсменам родной матерью, ее сильно привлекает.

Ну и теперь зрителей ждет длинная история о том, как между Джерри и Дороти будет вспыхивать и затухать светлое чувство и как Джерри будет ковать из Тайдуэлла суперзвезду. Потому что, собственно, ничего другого ему в этой жизни уже не остается...

***

В свое время этот фильм произвел фурор. Его называли лучшей романтической трагикомедией девяностых, а Том Круз после исполнения роли Магуайра прочно закрепился в статусе суперзвезды. Причем фильм действительно достаточно неплохой. Но, на мой взгляд, пересахаренный - сверх всякой меры. Эдакий мир спортивных агентов для домохозяек - правда, выполненный на очень высоком уровне.

Что нам хотели сказать этим фильмом? Что агент должен стать спортсмену родной матерью? Да это же чушь собачья! Агент зарабатывает деньги спортсмену и себе. Чем больше заработает спортсмену, тем больше заработает себе. Это очень логично и по-спортивному. Конечно, агент вполне заинтересован в том, чтобы спортсмен не дурил, не куксился и не ломал себе копчик перед заключением нового контракта. Но он не имеет возможности с каждым спортсменом носиться как с писаной торбой. У него этих спортсменов - масса. И у Джерри их была целая куча, пока он не съехал с глузда с этим Меморандумом.

Так вот, весь фильм нам показывают, как Джерри расхлебывал последствия своего всплеска самосознания. И фильм вовсе не доказывает, что Джерри был прав! Просто ему некуда было деваться, вот он и обхаживал туповатого Тайдуэлла, объясняя ему прописные спортивные истины и стараясь пристроить не слишком-то удачливого спортсмена. Ну, по фильму пристроил. Они вроде как добились успеха. (Это вовсе не спойлер, это было понятно с самых первых минут.)

Что теперь? Теперь снова-успешный-Джерри наберет себе кучу новых клиентов, после чего начнет работать точно так же, как и в SMI, только уже на себя. Ведь трудно предполагать, что он откажется снова зарабатывать кучу денег. В это не поверят даже домохозяйки. Даже глядя на восхитительно-сахарную улыбку Тома Круза...

С тягучей любовной линией в картине тоже все как-то не фонтан. Ну, Дороти влюблена в Джерри по уши - это понятно. Джерри ее ни черта не любит, а водит шашни, потому что не хочет быть один, - это тоже понятно. А вот триумфальное возвращение Джерри к Дороти в момент триумфа Тайдуэлла (мы заработали денег, бейби, мы заработали денег) под соусом "и в момент триумфа я вдруг подумал, а где, мать вашу, моя жена?" - это, вообще-то, верх цинизма. Этот гад ее все равно не любит! А явился обратно только ради хеппи-энда. Продюсеры фильма настояли, чтобы Джерри явился обратно и не портил домохозяйкам впечатление. И мы с котом Бубликом подобный подход решительно осуждаем. Не любишь - не пудри несчастной женщине мозги. Любишь - пудри несчастной женщине мозги! Только так, никак иначе! И спортивные достижения туповатого, но прикольного Тайдуэлла тут ни при чем.

Таким образом, сценарий нам с Бубликом не понравился. Мы понимаем привлекательность подобного материала для менее циничных особ, но в данном случае позволяем себе высказать собственное мнение - слюняво-сентиментальная бодяга. Не имеющая никакого отношения к миру профессионального спорта.

Однако в картине есть неоспоримые плюсы. Это отличная игра практически всех главных актеров. Нам даже Том Круз понравился, уж на что мы с Бубликом никак не являемся его фанатами (за исключением фильмов "Магнолия" и "Цвет денег"). Но здесь Круз сыграл вполне достойно, хотя и вполне традиционно. Где надо - нахмурил бровки, где надо - виновато улыбнулся, где надо - слегка поистеричничал. Но достойно, врать не будем.

Совершенно неожиданно нам также весьма понравилась Рене Зельвегер, и это второй удивительный факт, учитывая наше весьма прохладное к ней отношение. Да и роль была, в общем-то, не сильно выигрышная (с нашей точки зрения) - несчастная разведенка, влюбленная в неудачника... Но Рене ухитрилась сыграть ее весьма и весьма достойно, обойдясь без ложного пафоса, так что тетка получилась - какая надо тетка. Жизненная. Очень хорошая роль, просто наши ей комплименты.

Но лучше всех в фильме выглядел тоже не сильно нами любимый (прям какое-то сборище нелюбимых, но понравившихся актеров) Кьюба Гудинг-младший. Ну такой у него придурковато-прикольный получился этот футболист Тайдуэлл - просто блеск! И как он строит своего агента, и как он искренне обижается на невнимание, и как он милуется со своей боевитой женой, и как он радуется в финале... В общем, отличная роль, просто отличная. Кстати, Гудинг за нее получил вполне заслуженного "Оскара" - единственного в своей карьере. Плюс - за эту же роль он получил еще не менее десятка весьма престижных премий и номинаций на них.

Резюмирую. Актерская игра - отличная. Постановка - приличная. Сценарий, на мой взгляд, сопливая фигня. Но это на мой взгляд. Дамам фильм очень нравится, они на нем плачут - имеют полное право. Я же, как известно, плачу только при просмотре одного-единственного эпизода - когда Доктор Зло узнает, что Найджелл Пауэр - его отец. "Татусик!"...

***

 




***


Поиск по названию