Нео Робин Гуд (Время)

Казалось бы, уж у Эндрю Никкола, приложившего руку к созданию общепризнанно шикарных "Гаттаки" и "Шоу Трумана" должна была получиться если не образцовая, то, как минимум, отличная и поистине оригинальная (чтобы там не говорил о плагиате Харлан Эллис) антиутопия. На деле же столь многообещающая концепция деления на богачей и бедняков по временному, так сказать признаку, с грохотом разбилась о глухую стену боевика, причем, не высшего качества.

Не самое далекое будущее (конец двадцать первого века, если верить трейлерам). Благодаря тому, что ученые научились отключать ген старения, бессмертие стало реальностью. Но проблемы перенаселения никто не отменял, а потому сильными мира сего было принято вполне логичное решение превратить время в единственную валюту, тем самым сохранив устоявшееся в мире деление людей на элиту и "пролетариат". И теперь богатые могут беззаботно жить веками, в то время как простым людям приходиться отрабатывать каждый час своей жизни.

Главный герой, Уилл Салас (Джастин Тимберлэйк), по причине собственного безмерного благородства (по-видимому, привитого ему его отцом) спасает богача Генри Гамильтона (Мэттью Бомер) от "часовых" - микро-аналога организованной преступности, не очень добрых людей, ворующих чужое время. Но выясняется, что сам Гамильтон, коему 105 лет от роду, не горит желанием жить дальше, поскольку ему просто наскучил столь, казалось бы, увлекательный процесс. Опуская некоторые подробности, наш герой, на днях лишившийся матери (Оливии Уайлд), в результате получает в свое распоряжение 116 лет денег и отправляется в центр города, средоточие власть и время имущих, сжигаемый стремлением нести справедливость и годы жизни в массы.

Ах да, чуть не забыл – он ведь узнает Правду, что, дескать, времени-то на всех хватает и даже с избытком. Просто жадные зажравшиеся хапуги не хотят делиться, поскольку "бессмертие избранных стоит жизней простых людей".

Если вкратце, то "Время" страдает от множества мелочей, касающихся в основном логической составляющей фильма. Но есть у картины и один крупный недостаток – это полностью заваленная идея. Задумка, как видно, была не просто неплоха – она была прекрасна. С такой-то сюжетной канвой грех на несколько кино-наград не замахнуться, да чтоб потом еще и критики с философами по косточкам фильм разбирали, выискивая третьи и десятые днища. Но, в безусловно благой попытке совместить динамичность с философскими изысками, Никкол, как это бывает, когда гонишься за двумя зайцами, остался не у дел.

Опасения по этому поводу вызывали еще трейлеры, отличные, но слишком уж насыщенные для фильмов подобного рода. Да, время поджимает героев на протяжении большей части хронометража, но вместе с тем и обесценивается как средство выживания. В конечном счете, это приводит к тому, что годы, дни, часы и минуты окончательно превращаются в деньги, что, в свою очередь, приводит само "Время" к печальному исходу: история просто-напросто превращается в очередную интерпретацию всем знакомой с детства легенды о благородном английском разбойнике, грабившем богатых и раздававших честно награбленное бедным.

Редкие попытки героев высокопарно пораскинуть мозгами и языками на столь неоднозначные темы, как бессмертие, борьба с системой и социальное неравенство, тонут в динамике происходящего. Чего уж говорить о такой сложной теме, как инфляция, которую здесь даже попытались мимолетом затронуть. Совершенно неудачная попытка. Разумно ожидаемого всеобщего помешательства на почве пунктуальности в низших слоях населения также не стоит ожидать.

Но оставим в покое похороненную под тяжестью движения смысловую нагрузку. Другое, что неприятно поражает во "Времени" - ужасающая непроработанность мира, что закономерно приводит к уменьшению правдоподобности. Помимо необычных денежных единиц, единственное, что отделяет происходящее на экране от происходящего в реальной жизни – это скорость походки персонажей в разных частях города. Увы и ах, но это все. Честно говоря, я ожидал увидеть действительно Будущее, с большой буквы. Нет, я не имею в виду летающие города и телепортационные станции, я имею в виду примерно то, что было в "Я, Роботе" Алекса Пройаса, "Эквилибриуме" Курта Уиммера, или хотя бы в "Острове" Майкла Бэя. Хоть какую-то, хоть каплю футуристичности. Да хоть бы дизайн машин изменили, уж и не стоит мечтать о преображении окружающего героев мира! Неужели несколько десятилетий развития человечества закончились всего-навсего одним-единственным новшеством, причем не совершенным? Почему правительство, способное до секунды и квадратного метра определить сумму и место любого расчета, неспособно дистанционно "деактивировать" людей? Хотя, конечно, в свете остановившегося прогресса можно подумать, что технологии не позволяют. Ну откуда нашим потомкам знать, что вообще за чудо такое: спутниковая связь?

А теперь о самом экшене, который я уже успел изрядно попинать. Честно признаюсь, сделано это было от обыкновенной досады. Если бы в нем было хоть что-либо выдающееся, интересные операторские приемы, завораживающие перестрелки, напряжение, проходящее тонкой нитью через все буйство красок, которого так и не было представлено – можно было бы простить визуальному ряду даже хладнокровное убийство ряда смыслового. Но из всего фильма по-настоящему сильные моменты можно пересчитать по пальцам – их всего-то три. Все остальное – довольно-таки тривиальный боевик, с редкими, жиденькими элементами подобия триллера. Интересно и увлекательно, но не более.

И грех будет не бросить камень в огород звукорежиссера. Крэйг Армстронг, композитор фильма, создал чарующую звуковую дорожку, подставляющую крепкую опору действию. Но музыка в фильме слышна лишь ближе к концу, в количестве, преступно малом для подобного саундтрека. Это обидно, в конце концов. И не ждите звучавшей в трейлерах мелодичной композиции – ее не будет. Вообще.

К счастью, фильм местами вытягивают на себе актеры. Это, в первую очередь, Джастин Тимберлэйк, вновь доказывающий свою актерскую состоятельность. Нельзя, правда, назвать его игру совсем уж отличной, местами он утрирует драматизм, но справляется со своей ролью он более чем достойно. Другим же "тягачом" смело можно назвать Киллиана Мерфи, исполнившего роль условного антагониста, верного своему делу стража времени (кстати, не совсем понятно, откуда в аннотациях и буклетах взялись эти Коррумпированные стражи? Пожалуй, только авторы подобных строк смогут вам сказать, в каком именно месте они такие Коррумпированные). На протяжении всего фильма, даже в критические моменты он остается холодным и сосредоточенным, лишь в самой развязке изменяясь в лице, но делает он все это так, что просто глаз не оторвать, даже с учетом его специфической внешности.

Несмотря на свой бесконечный потенциал, "Время" получилось ничем не выдающимся фильмом, который может похвастаться разве что своей завязкой. Полностью проваленная идея, закончившаяся кашей из Робина нашего Гуда и облагороженной версии Бони и Клайда, к финалу была беспринципно вытеснена вялотекущим боевиком. Для автора столь необычных картин, как "Симона" и вышеупомянутая "Гаттака" это просто непростительно. И в сухом остатке мы имеем обыкновенный развлекательный фильм, на который можно сходить, если есть кого вести, либо, если времени и денег хоть отбавляй. Только помните, что если деньги вы еще можете потребовать обратно, то время вам уже не удастся вернуть.

Автор: Роман Волохов


Поиск по названию