Не верю! (Реальная сказка)

Позабыл русский народ своих героев, ныне ему джедаев, да хоббитов всяких с покемонами подавай. Запамятовали дети как Кощея окаянного прикончить, уж без книжки-то и в жизнь не вспомнят. А над книжками кощеевы приспешники надругались-то, да не над несколькими, а над всеми. Вообще над всеми. Да и сам Кощей, а с ним и вся нечисть (и "чисть") таперича перебрались в Москву Златоглавую. И живут себе тихо-мирно, да только некоторым Дуракам все неймется.

Стыдно Ивану за текущую мифологеополитическую обстановку, обидно богатырям за повальное неверие своих русскоязычных клиентов, тяжко перепрофилировавшейся Бабе-Яге за столь бесславное угасание старорусского фольклора. Вернуться хотят они туда-туда, где ждет их всех свой дом. И старая жизнь. Один Кощей, зараза такая, не хочет. Но вот им подвернулся случай…

Можно лишь удивляться, почему Безруков доверил заманчивую идею популяризации русских народных сказок Андрею Мармонтову, портфолио которого может похвастаться лишь несколькими телесериалами, снятыми по мотивам детективов Донцовой. Куда глядел Безруков, мне, лично, остается непонятным. Но факт остается фактом – творец экранных образов Ивана Подушкина и Даши Васильевой принялся дарить второе дыхание образам старорусских героев и злодеев.

Касательно образов сложилась особенно занятная ситуация. Дело в том, что самым здравомыслящим, рассудительным, адекватным и, как следствие, привлекательным героем оказался… все верно, Кощей наш Бессмертный. Именно он, в исполнении Леонида Ярмольника, ратовавший за сохранение текущего положения дел, смотрелся наиболее убедительно, по сравнению со всеми остальными. Да ради него одного можно отдать совсем не лишние полтора часа своей жизни! И как же сильно надо было стараться, чтобы в фильме, проповедующем веру в наших героев (и не ищите других Глубинных Смыслов, пожалуйста), выставить в наиболее выгодном свете персонажа, которому на героев малость наплевать, и которого вполне устраивает, что точно так же наплевать на них большинству жителей России?

Впрочем, здесь не обошлось и без заслуги самого Ярмольника, которому удалось наделить своего отрицательного персонажа подлинно-человеческими чертами, и который в результате оказался выше отведенной ему роли. Казалось бы, куда уж выше – главный злодей всея картины. Но проблема в том, что сама картина оказалась далеко не настолько хорошей, насколько могла бы быть. И это печально.

"Реальная сказка" довольно долго разгоняется. Первая половина фильма – просто оторви и выбрось. И вроде бы лишних сцен нет, и повествование развивается постепенно, поэтапно, но, то ли дело в не самом лучшем монтаже, то ли в неестественности Максима Шибаева, сыгравшего главного героя Сашу, смотрится все это скучно и натянуто.

Куда бодрее развивается действие ближе к концу, однако и здесь не все ладно. Во-первых, финальная сцена сражения с Кощеем и его призрачными марионетками. Откуда у современных российских режиссеров такая страсть к slo-mo-эффектам? Неужели богатырям так уж обязательно подражать разным Избранным (ведь все мы знаем, из какой Матрицы здесь, как, прочем, и везде ноги растут)? Хотя в сражении это еще хоть как-то смотрится, в отличие от бессмысленно и беспощадно замедленного падения продырявленного тремя пулями Кощея. Его, беднягу, заставили падать минуты две.

Во-вторых, создатели решили втиснуть в последнюю Эпическую Битву Добра со Злом, несмотря на более чем скромное количество участников, всего и побольше. Автомат это, конечно, эффективно, но не смешно. И доспехи-миньоны не выглядят оригинально. И как подросток, который тренировал свои боевые навыки только в компьютерных играх, может без особых проблем орудовать мечом Ильи Муромца (полутораметровое чудо, которое не всякий взрослый сумеет поднять) и тем же автоматом, держа последний на уровне таза? И кого волнуют такие вещи, как масса оружия и начальная скорость пули? Да кому вообще нужна эта отдача? А это, между прочим, сильно бросается в глаза.

Как комедия "Реальная сказка" не получилась совсем. Забавные вроде бы образы Ивана-ВДВ-шника, бомжа-Лешего и Синдбада-дальнобойщика Ашота оказались неспособны по-настоящему рассмешить зрителя. Позабавить – может быть, но только не развеселить. Более того, как это ни печально, но улыбаться тянет исключительно во время драматических эпизодов. На протяжении всего остального времени сеанса в самом зале стоит убийственная тишина.

Что касается игры актеров, то помимо вышеупомянутого Шибаева нарекания вызывает лишь Анна Герман, сыгравшая его мать крайне наигранно и нелепо. Чета Безруковых справилась достойно, но особенно хорошо сыграла Людмила Полякова. Хоть роль Бабы-Яги была небольшой, персонаж, благодаря Поляковой, получился довольно выразительный, так что ей прощаешь даже переход на "светлую сторону силы".

Нельзя сказать, что, в общем-то, похвальная идея Безрукова о популяризации нашей собственной культуры, ее мифологической составляющей, провалилась. Но и успехом она не увенчалась. "Реальная сказка" получилась сплошь "местами". Местами интересно, местами забавно, местами даже чуть-чуть, самую малость, трогательно. Но в целом – сыровато. Попытка снять свое фэнтези, с кощеем и богатырями, оказалась, к сожалению, не совсем удачной. И даже мечтательным краем сознания во все происходящее поверить ну никак не получается, и после сеанса совсем не тянет более детально покопаться в фантазиях наших предков. Вполне можно (и нужно) было сделать лучше. Честное слово, даже обидно становиться за нашу мифологию.

Автор: Роман Волохов


Поиск по названию