Вампирский медляк (Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1)

Последняя надежда на сколько-нибудь осмысленное завершение столь популярного среди девочек-подростков и их недолюбленных мам сериала "Сумерки" испарилась.... Примерно так автор этих строк планировал начать грубую мужскую рецензию на фильм "Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1" еще до его просмотра. Ибо мировоззрение взрослого обладателя Х и Y хромосом неизмеримо далеко от проблемы выбора между кровососом и вервольфом в интерпретации, предложенной всеми постановщиками фильмов по книгам Стефани Майер. Но увиденное превзошло все самые смелые прогнозы. Дамы и господа, перед нами первый представитель совершенно нового жанра - вампирский медляк.

Давайте сначала расставим все точки над "i". Ничего особенно ужасного в самой фабуле "Сумерек" нет, какие бы собственные комплексы не вложила в серию ее создательница. Даже у самых брутальных мужиков бывают в жизни периоды, когда они, давясь скупой слезой, сочиняют стихи про "грезы и березы". Во всяком случае, пытаются. Так что понять всех этих фанаток, объединяющихся в "Team Edward" и "Team Jackob", мы можем и даже отнестись к ним с добродушной иронией. Конечно, если мы сами накормлены и удовлетворены своими женщинами.

Но одно дело история, изложенная на бумаге, а другое - ее аудио-визуальная интерпретация, снабженная большим количеством раздражителей для мужской психики. И в этом смысле режиссер Билл Кондон перещеголял всех своих предшественников, начисто лишив "Сумерки" даже зачатков привлекательности для мужчин и обрушив их в пучину чистой рефлексии.

Добрые две трети фильма "Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1" - это такой музыкальный видеоклип состоящий из рок-баллад, перемежающихся инструментальными аранжировками в стиле Ричарда Клайдермана. В начале, когда Беллу Свон готовят к главному для всякой честной женщины событию в жизни, это воспринимается нормально. Ну, в конце концов, каким еще способом можно подчеркнуть романтичность предсвадебной лихорадки, кроме "бабушкиного гребня, который передается в нашей семье из поколения в поколение" и гитарных аккордов? Во всяком случае, Билл Кондон уверен, что никаким.

Но уже через полчаса надрывного музицирования на фоне клятв в вечной любви, лунных дорожек в океане, объятий под водопадами и так далее мужское естество, затерявшееся в темноте зала, начинает сжиматься при каждой монтажной склейке, ибо "сейчас грянут". И плохие предчувствия, увы, будут оправдываться раз за разом.

Уверен, что самые стойкие из нас отреагируют на это вполне естественно, то есть заснут. Более впечатлительные будут тоскливо ерзать и бросать на своих подружек взгляды исполненные немого вопроса: "Неужели же это может нравиться?!". К слову, однозначного ответа на этот вопрос у вашего покорного слуги, конечно же, нет, но, ей Богу, мне кажется, что такая переслащенная патока может вызвать изжогу даже у самых ярых поклонниц саги.

В последней трети картины действие несколько оживляется, в основном за счет внутреннего конфликта в стане вервольфов и пресловутой сцены родов. Вероятнее всего, самые стойкие из нас к этому моменту проснутся, чтобы оценить качество спецэффектов и брутальность эпизода деторождения, о котором столько говорилось ранее.

Что касается первого, то придраться тут особо не к чему: по сравнению с прошлой серией волки не изменились ни в лучшую, ни в худшую сторону ни в смысле текcтур, ни в смысле общей выразительности образов.

А вот со вторым произошло то, что обычно случается, когда режиссерского таланта не хватает для создания действительно драматической сцены, и он, то есть постановщик, прибегает ко всяким ухищрениям, вроде рваного монтажа, дергающейся камеры и калейдоскопа кадров. Конечно, было совершенно очевидно, что в картине с рейтингом PG-13 просто невозможно показать процесс деторождения во всей его физиологической непривлекательности. Но ведь можно было с помощью средств современной кинематографии подчеркнуть весь ужас момента и тяжесть решений, которые принимало окружение Беллы Свон, а тем паче, влюбленный в нее до смерти упырь (да простит меня Team Edward).

Кстати, тут стоит сделать отдельный реверанс в сторону гримеров и специалистов по спецэффектам. Образ изможденной беременностью и родами Беллы им удался на славу. Видимо, именно так и должна была выглядеть Эллен Рипли, заразись она Чужим не в зрелом возрасте, а в 18 лет.

Теперь, естественно, об исполнителях главных ролей.

Неплохой актер Роберт Паттинсон, либо настолько скован общей немощью сценария, либо настолько уже устал от прилипшего к нему образа, что умудряется не вызвать своим появлением в кадре ни положительных, ни отрицательных эмоций. Он словно бы говорит зрителям всем своим видом: "Ну, что ж поделать, друзья. Потерпите еще два фильма. Скоро это закончится". Нечто подобное происходит и с Кристен Стюарт. Даже ее нервная подготовка к первому соитию, (кстати, бритье ног и выбор торжественного лифчика, по мнению Билла Кондона, процессы куда более эстетичные, чем плотские утехи или родовые муки), выглядит очень натужно.

А вот Тэйлор Лотнер оказался неожиданно прекрасен. Не в смысле шести кубиков пресса, которые никуда не делись, а в смысле превращения в самого яркого героя картины. Именно из его уст звучат наиболее смешные шутки, именно он выглядит наиболее естественно, именно его эмоции вызывают сочувствие самых стойких, проснувшихся к последней трети фильма. Если дальше так пойдет, то в финальной части влюбленные кровососы явно отойдут на второй план, благо у Джейкоба намечается там своя, не скажу какая, интрига.

Остальные актеры, увы, являются лишь массовкой, все с тем же уже подвергавшимся критике гримом, Никто из них не выполняет возложенной на второстепенных персонажей роли - выгодно оттенять главных действующих лиц. О соответствии их образов книжным судите сами.

Одним словом, Билл Кондон умудрился снять абсолютно стерильный полуторачасовой видеоклип в новом жанре под названием "вампирский медляк", который можно со спокойной совестью прослушать, закрыв глаза.

Хотя нет. Он все-таки сумел с помощью оператора Гильермо Наварро сделать очень важную штуку для маркетингового отдела студии Summit Entertainment: подробно показать свадебный наряд Беллы Свон. Туфли на высоких каблуках, вышивку на платье, роскошный вырез, атласный лиф и, конечно же, обручальное кольцо. Ведь фильмы, в конце концов, закончатся, а зарабатывать на фанатках, которые захотят "выйти замуж, как Белла", можно еще очень долго.

Итак, вердикт.

"Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1" нужно смотреть только в кинотеатре, независимо от цели вашего похода туда. Ибо про желающих приобрести подобное кино в личную коллекцию, стоит снимать отдельный, весьма медицинский фильм. Лично я буду с большим нетерпением ждать второй части, хоят бы для того, чтобы убедиться в правильности выбора команды. "Team Jackob", я с вами!

P.S. Да, вот еще что. Ваш покорный слуга едва сдержался, чтобе не воскликнуть "Аватар!" после финального кадра. Посмотрите, сами поймете почему.

Автор: andrew


Поиск по названию