Единым фронтом (Как украсть небоскреб)

The Tower – элитный жилой небоскреб в центре Нью-Йорка. Средняя стоимость квартиры в нем составляет около 5.6 миллионов долларов. "Башня" просто нашпигована камерами и кишит обслуживающим персоналом, главная задача которого – безраздельная забота о жильцах небоскреба. Пентхаус "Башни" занимает один из крупнейших финансистов Америки, Артур Шоу (Алан Алда). Некогда, по просьбе управляющего Джоша Ковакса (Бен Стиллер) в руки Шоу перешла забота о пенсионном фонде всех служащих.

Но финансист оказался далеко не самым честным человеком, что попытались было доказать ФБР на законодательном уровне, однако суд оказался очень гуманным в отношении своего влиятельного "клиента". Так что неплохая сумма долларов оказалась на недосягаемой для простых людей высоте. И именно поэтому обманутым людям пришлось самим решать собственные проблемы, в духе старого, доброго Робина Гуда (которого, кстати, в фильме не забыли упомянуть).

"Ограбление башни/небоскреба" – переведенное на русский язык в "лучших" традициях российских дистрибьюторов – это не чистая комедия. По правде говоря, это не столько смешно, сколько интересно. Нет, конечно, юмора в фильме вполне хватает, но не он держит на себе сюжет. Помимо него здесь присутствуют не только толика драмы, обычно обязательная для фильмов подобного рода, но и неслабая интрига.

Все это вместе, приправленное яркими и колоритными героями, составляющими костяк всей картины, создает именно то, чем и покоряет зрителя "Как украсть небоскреб" - атмосферу. Радушную, приятную атмосферу взаимовыручки и азарта, заставляющую сидящих в зале людей попеременно смеяться, сопереживать и радоваться персонажам на экране, удивительно живым и реальным, в порыве отчаяния объединяющим свои силы для неравной борьбы с общим врагом. Это, кстати, здорово вдохновляет, и не разделить с героями фильма радость от удачной развязки просто нереально.

Эти персонажи, как уже было сказано, и являются, несмотря на наличие довольно интересного сценария, главной движущей силой всего фильма. Харизма из них просто бьет ключом, причем горячим. Даже призванные быть невзрачными статистами участники вносят свой немалый вклад в создание антуража. Но главным, на мой взгляд, событием "Ограбления" стало не триумфальное, но вполне состоявшееся возвращение Эдди Мерфи.

Будем с вами честными: последние годы он все больше отходил на задний план, и участие в посредственных "Представь себе" и "Знакомтесь: Дэйв" и просто ужасных "Уловках Норбита" лишь усугубляло этот процесс. Пожалуй, только благодаря "Шреку", непременным атрибутом которого был и есть голос Мерфи, актеру удавалось держаться на плаву. К нашему счастью, Бретт Рэтнер не обошел его стороной, пригласив в свой фильм и выделив ему одну из главных ролей, с которой тот прекрасно справился.

В "Ограблении" герой Мерфи, со всей своей взбалмошностью и хитроумием, со всей своей импровизацией являет собой своеобразный противовес герою Стиллера, расчетливому и, большую часть времени, сосредоточенному. Обаятельный, даже несмотря на некоторые проступки (не говоря уже о его основной "профессии"), он вызывает симпатию одним своим видом. Стоит ли говорить о том, что добрая половина юмора в фильме крутиться именно вокруг него?

Стиллер же, вторая чаша весов, напротив более серьезен, чем обычно. Да, мимика и чувство смешного ему не изменяют, но его во многом сама роль обязывает быть тем, кто удерживает происходящее вокруг от легкого фарса. Его герой во многом определяет уровень комичности того или иного отрезка фильма; отчасти благодаря его работе (а отчасти – сценаристам), во все происходящее, каким бы невероятным оно ни должно было быть, веришь. В конце концов, на ум волей-неволей приходит фраза "все может быть".

Но не ими одними фильм красен. Во-первых, нельзя не отметить троицу Бродерик-Аффлек-Пенья. Оттеняющее главных героев, это трио, по мере просмотра, невольно вызывает улыбку, а то и смех чуть ли не каждым своим действием. Нелепые и, вместе с тем, ответственные, они радуют глаз, и уровень эндорфинов при виде их автоматически повышается в крови. А особенно из этих честных оболтусов хотелось бы выделить Мэттью Бродерика, некогда ушедшего туда, куда мог уйти и Мерфи. Вернувшись с периферии кинобизнеса, он предстает перед зрителями в новом для себя амплуа, играя непутевого и трусоватого, но чертовски головастого и умиляющего неудачника, которому все же повезло. И играет отлично.

А во-вторых, не менее сильными получились и остальные второстепенные персонажи. Это и Теа Леони, играющая довольно привлекательного агента ФБР; и Габури Сидибе – очень неординарный персонаж широких души и тела; и Алан Алда, сыгравший антагониста, воплощающего в себе эталонную капиталистическую акулу, зубы которой, впрочем, вполне возможно вырвать.

Что же касается набора причинно-следственных связей, то здесь Ноа Баумбах, Билл Колладж и Адам Купер, сценаристы, приятно удивили всех тех, кто любит столь легкий и несерьезный жанр комедии и наверняка позлили тех немногих, кто к этому жанру относится с предубеждением. Действительно, среди огромного количества юмористических кинолент порой сложно найти по-настоящему достойную, но это как раз именно такой случай.

Вновь возвращаясь к сюжету: сценаристам удалось без использования всяческих Роялей из Кустов и Божеств из Машин понаделать таких сюжетных вывертов, которые, действительно, способны удивить даже скептически настроенных зрителей. Некоторые из них, правда, поддаются дару сиюминутного предсказания, но если вы проникнитесь фильмом с самого начала (или хотя бы с середины) – а вы наверняка проникнитесь – то дар этот притупляется капитально, из-за чего лишь после сеанса в голову лезут мысли о том, что "это и так было понятно!", которые, тем не менее, благополучно пресекаются еще свежими воспоминаниями: "но почему я-то не догадался?".

Есть, правда, некоторые логические неувязки, но их до того мало, что о них вспоминаешь только по приходу домой. И, даже несмотря на них, Happy End не выглядит натянутым, а вполне себе правдоподобен; и, казалось бы, грустная маленькая нотка, придающая всему этому чуть больше реализма, не удручает. Скорее всего, она оказалась все же слишком маленькой, что, впрочем, фильму совсем не повредило.

Несмотря на некоторые допустимые претензии к локализации (хоть голоса и подобраны хорошо, все же они не могут заменить ни настоящего Стиллера, ни тем более Мерфи; а название, как уже было сказано, и вовсе мрак), "Как украсть небоскреб" – приятное кино. Легкое и увлекательное, местами спокойное и расслабляющее, местами довольно напряженное, оно позволяет на полтора часа оторваться от проблем насущных и погрузиться в бытовую экзотику. Нынче столь грамотное сочетание комедии и действия, к сожалению, не самое частое явление, и именно поэтому пройти мимо этого фильма, по крайней мере, было бы обидно.

Автор: Роман Волохов


Поиск по названию