Белый шум

Казалось бы, «Белый шум» — очередной «пугающе-развлекательный» и вполне удачный в коммерческом плане (кассовые сборы это подтверждают — бюджет был превзойдён в мировом прокате более чем в девять раз!) фильм о столкновении людей со сверхъестественными силами из потустороннего мира. На такие картины в Голливуде даже существует некоторая мода, в том числе — на жанр мистико-мелодраматических триллеров. Их главные герои — как правило, женатые мужчины среднего возраста, которые, внезапно потеряв своих возлюбленных, умерших или же погибших в результате несчастного случая, вновь обретают шанс для некоего общения с ними при посредстве каких-либо тайных знаков и намёков, проявлений чего-то загадочного и непостижимого.Вот и Джонатан Риверс, авторитетный агент из компании по сделкам с недвижимостью, состоит во втором браке с молодой писательницей Анной Риверс, которая только что выпустила успешную книгу. Но он оказывается перед нелёгким выбором в жизни, когда не только узнаёт о довольно странной гибели своей жены, но и вскоре начинает получать сигналы с того света. Они возникают в качестве звуковых помех по радио или на телеэкранах, что известно в науке как «феномен электронных голосов», а в обиходе называется «белым шумом». Посчитав, что покойная Анна взывает его о помощи, Джонатан решает непременно откликнуться на эти тревожные мольбы, вовсе не осознавая, какую непоправимую ошибку он совершает, идя на непосредственный контакт с потусторонними силами и позволяя им проникнуть в нашу реальность, где начинают пропадать самые разные люди.Проще всего было бы счесть «Белый шум» ещё одной вариацией на темы популярного телесериала «Секретные материалы», поскольку и тут речь идёт о вроде бы наукообразных фактах, официально зарегистрированных исследователями паранормальных явлениях, о чём как раз сообщается в начальных и финальных титрах. С другой стороны, есть немалый искус отыскивать в экранной работе двух британцев — сценариста Ниалла Джонсона и режиссёра Джефри Сэкса (удивительно, но он раньше снимал преимущественно комедии) — влияние целого цикла американских лент о тесных связях с загробным миром: от «Полтергейтса» Тоуба Хупера до «Шестого чувства» М. Найта Шьямалана. А вдобавок в этом фильме появляется сюжетный мотив, больше свойственный фантастическим произведениям (типа «Страх. сом» Уильяма Мэлоуна) о безумных маньяках, которые нагло и цинично пользуются преимуществами новых способов коммуникации. Если ещё вспомнить о том, что главный исполнитель Майкл Китон прежде играл, кроме Бэтмена, благородного спасителя попавших в беду людей, также и строящего мелкие козни Битлджуса, одного из представителей недобрых сверхъестественных сил («Битлджус»), то куда труднее отдать должное определённой оригинальности «Белого шума».Пожалуй, это лучше выражено в одном из рекламных слоганов картины: «Почти 7 миллиардов аудио- и видеозаписывающих устройств находятся в домах по всему миру. Каждое из них — это портал». Под порталом здесь понимается выход из действительности куда-то за её пределы. Идея множественности параллельных миров приобретает наглядное подтверждение хотя бы в том, как сначала Рэймонд Прайс, одержимый искатель контактов с умершими, сам когда-то услышавший весточку от сына с того света, а потом и Джонатан Риверс, который будто заразился подобным фанатизмом в общении с загробными силами, окружают себя десятками телевизоров, компьютерных мониторов и звукозаписывающих аппаратов. И реальность уже выглядит для них дробящейся на изображения, распадающейся на отдельные звуки и уже не равной самой себе, а как бы состоящей из нескольких непересекающихся плоскостей. То есть этот мир поневоле становится параллельным — и стирается всякая граница между посюсторонним и потусторонним, между жизнью и смертью.В конечном счёте, «Белый шум» предупреждает вовсе не о том, что надо быть максимально осторожными при общении со сверхъестественным и необъяснимым, которое в целом ряде случаев несёт людям несомненное зло, приводя их к большим несчастьям и трагедиям. Скорее, фильм свидетельствует об опасности потери человеком чувства реального, когда тот практически перестаёт замечать всех, кто рядом (не так ли отдаляется Риверс от собственного маленького сына, рождённого в первом браке, а его новая знакомая Сэра Тейт, которая потеряла своего возлюбленного, уже не мыслит для себя иной жизни вне «феномена электронных голосов»). Мёртвые хватают живых — подобной пословицей следовало бы перевести другой завлекающий лозунг фильма, по-английски звучащий так: The dead are trying to get a hold of you.2004


Поиск по названию