Безумие любви

Российское прокатное название фильма 75-летнего испанского режиссёра Висенте Аранды в большей степени поддерживает искусно сочинённую легенду о том, что королева Кастилии, известная в народе под именем Хуана Безумная, на самом-то деле, просто безумно любила своего мужа, герцога Филиппа из Фландрии, прозванного Красивым. И сходила с ума от ревности к беспутному мужчине, который был весьма любвеобилен на стороне. По версии Аранды, нередко склонного к любовным мелодрамам о неудовлетворённых женщинах (например, «Любовники»), в том числе — с откровенными эротическими сценами, как в ленте «Под наблюдением другого», юная Хуана стала жертвой мужского предательства: сначала в постели, потом на троне. Хотя и изменнику воздалось сторицей: он загадочно умер, как только попытался сместить свою жену-королеву, заставив парламент объявить её сумасшедшей. И словно был наказан за последнюю подлость по отношению к бывшей возлюбленной, которая, впрочем, простила его — а потом долгих 47 лет хранила до самой смерти свои страстные чувства к постоянно обманывавшему мужу.Обращение Висенте Аранды к истории на рубеже XV-XVI веков может показаться неожиданным, хотя в последнее время известные испанские постановщики (Карлос Саура, Хосе Хуан Бигас Луна) заинтересовались далёким прошлым, снимая довольно академические и поэтому скучноватые картины. Поначалу и фильм Аранды производит такое же впечатление очередного костюмированного киноспектакля, пока не взрывается изнутри — благодаря тому неукротимому влечению, которое испытывает Хуана к Филиппу, изнывая от невозможности покоряюще и навек привязать к себе любимого мужчину. И именно из-за темпераментной, наполненной подлинной страстью, самоотверженной игры всего лишь 22-летней Пилар Лопес де Айялы (чем-то напоминая Пенелопе Крус, она представляется намного талантливее — вот и была награждена призом на МКФ в Сан-Себастьяне и премией «Гойя») становится, в общем, маловажным соответствие историческим реалиям поведанного рассказа о безумной любви.Собственно говоря, какое нам дело до того, что испытывали друг к другу давным-давно умершие испанские правители, страдавшие некими маниями из-за плохой наследственности. Живое, вполне современное содержание несчастной судьбы молодой женщины, которой явно недостоин её избранник (интересно, что и Даниэле Лиотти, исполнитель роли Филиппа, выглядит на редкость блекло по сравнению со своей щедрой на проявления эмоций партнёршей), не могло не привлечь широкую аудиторию в Испании. Да и за пределами этой страны любовная история кастильской королевы способна удивить почти шекспировским накалом страстей монарших особ, которые, даже женившись по любви, оказываются не в состоянии совладать с переполняющими их чувствами.2002


Поиск по названию