Бедные родственники

Павел Лунгин, начинавший деятельность в режиссуре в перестроечные годы с довольно жёстких социально-моральных драм «Такси-блюз» и «Луна-парк» (пусть они и не были лишены трагикомических интонаций), спустя 15 лет скатился в «Бедных родственниках» к откровенному балагану и бездумному дуракавалянию. Он сделал, наверно, свою худшую картину, сопоставимую по низкому художественному уровню, например, с благополучно забытым «Восточным романом» (1992) Виктора Титова, где Лунгин был соавтором сценария. Попытка создания национального гротеска (скажем так — русско-еврейского, да ещё с претензией на перекличку с «Мёртвыми душами», ведь затем режиссёр переключился в телесериале «Дело о мёртвых душах» на осовремененную экранизацию Гоголя) обернулась примитивным комикованием, вызывающим раздражение и вообще обратный эффект по сравнению с поставленной сверхзадачей.Взамен сопереживания по отношению к довольно жалким персонажам, которые «купились» на авантюру предприимчивого проходимца Эдика Летова, вызвавшегося разыскать для российских граждан обеспеченных сородичей-иностранцев, но должны, в конце концов, постичь, что единение душ куда лучше родства по крови, почему-то испытываешь противное чувство невольной сопричастности к тому, как в твоём присутствии мелочно и как-то походя унижают достоинство других людей. Поистине, начинаешь воспринимать также и самого себя в качестве бедного приживалы у зажравшегося барина!Забавно, что и у сценариста Геннадия Островского неожиданно обнаружился заокеанский «собратец» — по автобиографическому роману молодого писателя Джонатана Сафрана Фоэра был снят в США фильм с симптоматичным названием «Всё прояснилось». Там действие происходит… в украинской деревне, где американскому еврею юного возраста местные жители врут про женщину, которая будто бы спасла его дедушку от нацистов во время войны.Но в российской версии сравнительно схожий сюжет больше пострадал от самоуправства Павла Лунгина, превратившего грустную комедию «Бедные родственники» в эстрадный дивертисмент дурного пошиба. Из-за подобного случая искажения первоначального замысла стоило бы уже с немалым сомнением относиться к сетованиям продюсеров по поводу нехватки хороших сценариев якобы при наличии довольно благоприятной ситуации с режиссурой. Вот как раз с постановщиками, причём самого разного возраста, дело обстоит у нас неважно. Если поспешно причисленный к мэтрам и даже награждаемый из клановых соображений на кинофестивалях Павел Лунгин действительно снимает всё хуже и хуже, опуская планку ниже плинтуса, как говорят на молодёжном жаргоне, то о каком повышении качества российского кино можно говорить?! Надо бы для начала научиться работать толково, чётко и профессионально.2005


Поиск по названию