Афера

То, что в нашем прокате поменяли оригинальное название «Доверие» на якобы более завлекательное, оказало в какой-то степени дурную услугу этой ленте, которую неизбежно пришлось сравнивать со знаменитой «Аферой», блистательной авантюрной комедией, созданной за 30 лет до того с участием Пола Ньюмена и Роберта Редфорда. Хотя одновременно фильм Джеймса Фоули будет вызывать ассоциации с модными работами англичанина Гая Ритчи — «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». И во всех случаях сопоставления будут явно не в пользу данной американской картины, которую хоть и умудрились при наличии таких звёзд, как Дастин Хофман и Энди Гарсия, снять за небольшие по голливудским понятиям деньги ($15 млн.), но и подобные затраты достаточно трудно было компенсировать, поскольку зрители несомненного энтузиазма не обнаружили.Дело в том, что при крайне запутанной интриге — молодой мошенник Джейк Виг и его верные партнёры постоянно разыгрывают многоходовые обманные операции, в которых оказываются задействованными и крупные мафиози, и полицейские, и даже агент ФБР — в какой-то момент просто теряешь интерес ко всем этим хамелеонским превращениям. А главное — такие миниспектакли в исполнении доморощенных любителей поживиться за чужой счёт лишены блеска, виртуозности, лёгкости и неиссякаемой иронии, из-за чего представляются несколько натужными, вымученными, надуманными. Это напоминает некую подневольную привычку шутить — когда надо, а не когда хочется, или же устраивать хитроумные аферы словно по «обязаловке», но отнюдь не в собственное удовольствие.Из всех актёров, пожалуй, только Хофман в роли своеобразного «короля мафии», как опытный профессионал, имеющий вкус к импровизации и здоровому исполнительскому хулиганству, точнее чувствует искомую манеру существования на грани язвительного фарса, не скатываясь к пошловатой карикатуре. Другим же, напротив, не хватает раскованности и бесшабашности в пребывании на экране — и они лишь отрабатывают поставленную режиссёром задачу, не вкладывая в это особого вдохновения и куража. Кстати, и сам постановщик Джеймс Фоули, который нередко отличался удачным сотрудничеством с исполнителями («Гленгэрри Глен Росс» / «Американцы», «Четвертак», «Камера»), предпочитает в «Доверии» больше уповать на самоигральность сюжета и жанра криминальной комедии. Однако всё само собой не получается, и зрительское доверие из ничего не возникает. Так что предпринятая кинематографическая афера не достигает своего полного результата, порой забавляя только отдельными задумками.2003


Поиск по названию