Академия смерти

Удивительнее всего даже не то, что картину о юных воспитанниках национал-политической академии (отсюда и оригинальное название «НаПолА»), призванных стать «элитой для фюрера» (таков подзаголовок этой ленты), снял всего лишь 31-летний немецкий режиссёр Деннис Ганзель. Просто прежде он был причастен к созданию триллеров и фильмов ужаса, а добился большого зрительского успеха в 2001 году благодаря подростковой романтической комедии «Девочки, девочки», которую у нас в прокате назвали ещё заманчивее: «Девочки сверху». Кстати, и сценаристка Мэгги Перрен, являющаяся постоянным соавтором в картинах Ганзеля, параллельно с работой над лентой «НаПолА» участвовала в подготовке продолжения «Девочек, девочек». А снимавшийся в обеих сериях 20-летний Макс Римельт обратил на себя внимание жюри Карловарского кинофестиваля, заслужив премию за роль гитлерюгендовца Фридриха Ваймера.Фридрих был готов пожертвовать всем, включая отношения со своими близкими, чтобы воспользоваться редким шансом прорваться в элиту нацистского общества, но потом сам принял решение отказаться от борьбы за достойное место «под арийским солнцем». А между двумя поворотными моментами в жизни одного из «гитлеровских мальчиков», которому, возможно, досталась бы впоследствии скорбная участь половины из пятнадцати тысяч юных фанатиков фюрера, сгинувших в боях за Третий рейх, находится время его пребывания в закрытой школе для избранных немецких подростков. Там учили будущих гауляйтеров (как им было обещано — руководить покорёнными народами предстояло во всех городах мира: от Вашингтона до Москвы) самым разным дисциплинам, прежде всего — науке проявлять жестокость и убивать не задумываясь. Будь то боксёрский поединок, урок метания ручной гранаты, преследование зимой в ночном лесу русских военнопленных, сбежавших из концлагеря — во всём надлежит забыть о личных чувствах и думать лишь о том, что можно сделать во славу Германии.По беспощадной иронии судьбы, фактически самоубийственный поступок Зигги Гладена, садистски высмеиваемого за свою склонность к энурезу, выдаётся руководством училища за настоящий подвиг, который сопоставим с доблестными победами Зигфрида, мифического героя тевтонских сказаний. С другой стороны, добровольный отказ от перспективы быть бездушной машиной по уничтожению, в отчаянии сделанный Альбрехтом Штайном, сыном местного гауляйтера, объявляется постыдной слабостью, а сам «вероотступник» даже не удостаивается некролога в стенной газете.Вероятно, такое количество юнцов, способных на стихийный или вполне осознанный протест против нацистского режима, покажется художественным преувеличением, допущенным современными авторами, которые и ведать не ведали, как это было на самом деле более шестидесяти лет назад. Но, между прочим, выход «Академии смерти» на российские экраны как раз накануне славного юбилея Победы не только не явился оскорбительным или напрасно смутившим умы наших сограждан. Напротив, это весьма ценный предостерегающий урок, что фашизм особо опасен и дьявольски соблазнителен именно для юных душ, которые чаще всего падки на внешний антураж и непременно хотят выделиться на фоне других ровесников. Искушение славой и властью над людьми — самый главный козырь, выкладываемый «нацполами» в разных странах и при любых правительствах. И так трудно этим мальчикам-мальчикам, которые стали рекрутами на службе диктаторского строя (что вполне можно представить и в условиях коммунистического режима), просто отойти в сторону и не участвовать в «элите для вождя».2005


Поиск по названию