Айрис

История жизни и смерти выдающейся английской писательницы Айрис Мёрдок поведана в двух временных пластах — в начале её писательской карьеры и на закате дней, когда Мёрдок уже не только не могла писать, но и практически утратила связь с реальным миром, страдая от болезни Альцгеймера. Несмотря на самоотверженное мастерство признанной британской актрисы Джуди Денч, занятой в театре в шекспировском репертуаре (кстати, там она в течение 35 лет сотрудничала с Ричардом Эйром, режиссёром «Айрис»), не покидает некоторое чувство неловкости, что известная личность представлена на экране в момент жалкого и малоприятного существования из-за своей прогрессирующей потери памяти. Разумеется, нельзя отказывать в праве искусства обращаться к теме тяжёлой болезни и медленного умирания человека, однако в кино это выглядит поневоле натуралистично, грубо и отталкивающе, тем более — в случае с женщиной, которую, кстати, мы видим в сценах ретроспекций цветущей и пышнотелой в исполнении Кейт Уинслет.Между прочим, эти эпизоды из молодости Мёрдок, когда она познакомилась со своим будущим мужем, литературным критиком Джоном Бейли, слишком уж часто, надоедливо и однообразно вплетаются в ткань повествования. Представленный ещё в прологе момент плавания главных героев под водой потом повторяется несколько раз, отыгрываясь и в современности. Но при всём желании особого «подводного» смысла тут не обнаружишь, за исключением очевидного: здоровая юность всегда лучше немощной старости. Точно так же и взаимоотношения свободолюбивой и независимой начинающей писательницы, которая вполне опытна в сексуальном плане, с более робким и неуверенным в себе молодым преподавателем из университета становятся ясны, что называется, с первого взгляда — и всё-таки продолжают демонстрироваться на экране с редкой настойчивостью. Спасает лишь естественное пребывание в кадре Уинслет и её менее известного партнёра Хью Бонневилла, который, впрочем, успел получить на фестивале в Берлине премию жюри, отмечавшего «новые таланты».Но вопреки прихотливому чередованию времён, «Айрис» остаётся если не театральным, то довольно скромным телевизионным проектом литературного свойства, как будто бы реализованным для цикла творческих портретов английского канала «Би-Би-Си». Что, пожалуй, неудивительно, так как картина снята на основе мемуаров Джона Бейли об Айрис Мёрдок. Кинематографа здесь, увы, маловато.2002


Поиск по названию