Я не целуюсь

Данная картина, не будучи внешне вызывающей, всё же может пробудить негативную и вообще раздражительную реакцию. Как бы мужской вариант «Свидания», который был создан признанным французским режиссёром Андре Тешине через 7 лет после фильма о молодой провинциалке, желающей покорить парижскую сцену, кажется куда надрывнее и претенциознее. Это история юного парня из Гаскони, который, отправившись на завоевание Парижа, оказывается не столько уж современным Д’Артаньяном, сколько Растиньяком. Сначала Пьер Лаказ отказывается жить на содержании у Эвелин, стареющей хозяйки квартиры, но потом, несмотря на первоначальную неприязнь к гомосексуалистам, в частности, к новому знакомому, пожилому мужчине Ромену, начинает зарабатывать своим телом. А внезапная любовь к молодой проститутке Ингрид приводит Пьера к самым унизительным испытаниям.В какой-то момент можно поймать себя на ощущении, что судьба юного героя, который сам напоролся на все неприятности в собственной жизни, даже не вызывает особых сожалений. Если верить средствам массовой информации, учёные на Западе уже обнаружили гены гомосексуализма и насилия — наверно, скоро можно дождаться также и открытия своеобразной предрасположенности людей обоего пола к проституции. Ведь какая-то неведомая сила тянет Пьера именно в среду продающих себя парней — и тому причиной не одно лишь бедственное положение приезжего, тоже мечтающего стать актёром (хотя без каких-либо оснований, в отличие от действительно талантливой героини «Свидания»).Впрочем, в ленте «Я не целуюсь» шокирует отнюдь не сам персонаж, бессознательно рвущийся в жертвы. Постановщик Андре Тешине начинал с утончённых, изысканных, полных неясных намёков интеллектуальных притч («Воспоминание о Франции», «Барокко», «Сёстры Бронте» и отчасти «Отель Америк»). А в средний период своего творчества стал более реалистичен, близок к грубому быту — и, стараясь быть созерцательно-бесстрастным, закономерно оказывался прямолинейным (особенно в картине «Невинные»). Лирико-ностальгический финал фильма «Я не целуюсь» вроде бы в духе «400 ударов» Франсуа Трюффо не спасает положение — и эта работа Тешине из-за намеренно отстранённой позиции вызывает отторжение.Интересно, что актёр Жак Ноло, который прежде не раз снимался у Андре Тешине, тут выступил только в качестве автора сюжета и соавтора сценария, вероятно, поведав о чём-то автобиографическом. Поскольку десятилетие спустя он сам снял как режиссёр и сыграл главную роль стареющего гомосексуалиста в ещё более отталкивающей ленте «Киска с двумя головами» о мире геев и трансвеститов, которые ищут случайные сексуальные контакты прямо в зале порнокинотеатра. 1993/2007


Поиск по названию