Экзотика

Пожалуй, это излишне расхваленная картина Атома Эгояна, которого называют «канадским Вендерсом» (кстати, именно Вим Вендерс поддержал его в самом начале кинокарьеры), получившая целый ряд наград, включая восемь (а была номинирована в двенадцати категориях) национальных кинопризов «Гений» и ещё премию ФИПРЕССИ на Каннском фестивале. «Экзотика» из числа других работ Эгояна сильнее подтверждает, что он всё-таки склонен к заёмной литературщине, претенциозности (вот и рекламный слоган цветисто гласит: «В мире искушения наваждение — это самое смертельное желание»), искусственной и маловразумительной манере изложения.И постановщик почти не заботится о поиске контакта со зрителями, хотя некая экзотичность и пряность этой ленты обеспечили неплохие для эстетского произведения кассовые сборы в США ($5,1 млн.). Но элементы эротического, психопатологического триллера, действие которого, так или иначе, связано с ночным стриптиз-баром «Экзотика» в Торонто, где танцует юная Кристина, бывшая подружка ди-джея Эрика, вызывающая у него безумную ревность, — лишь ложно заманчивые детали в хаотично составляемой киномозаике. Она больше похожа на скучную, навевающую сон игру, нежели на захватывающую воображение головоломку.Даже безыскусный «Календарь», предыдущий фильм Атома Эгояна, выглядит предпочтительнее на данном фоне, поскольку содержит хотя бы долю самоиронии (сам режиссёр сыграл там некоего фотографа-интеллектуала, озаботившегося национальным вопросом только после гипотетической измены жены-армянки во время пребывания на исторической родине). А в «Экзотике» эгоцентризм 33-летнего (как-никак — «возраст Христа»!) Эгояна и обманчивая закомплексованность при наличии у него явно завышенного самомнения, кажется, уже переходят границы терпимого — но, как ни странно, это встречает немалый энтузиазм со стороны, видимо, таких же кинематографических выскочек. Справедливости ради надо заметить, что следующая картина режиссёра «Как мил загробный мир» / «Светлое будущее» (1997) неожиданно оказалась философски глубокой и умной, безусловно, лучшей в его кинобиографии.1995/2006


Поиск по названию