Хоффа

Данный фильм требует уважительного отношения к себе и отказа от настороженного или вовсе презрительного мнения по поводу социальной тематики и политизированного кинематографа. Некоторые ведь считают: как вообще можно делать картину о профсоюзном лидере Джимми Хоффе, который во имя интересов водителей грузовиков подчас не брезговал нечестными средствами, прибегал к услугам мафии, в итоге разделавшейся с ним, когда Хоффа стал уже неугоден?! Это же скучно, неинтересно, а главное — надоело из-за массы «заказных» лент якобы прогрессивного направления, которые прежде воспевали борцов за надежды и чаяния рабочего класса и сознательного крестьянства, то бишь фермерства.Но, между прочим, американские зрители, которых тоже трудно заподозрить в особой любви к социально-политическому кино, верно почувствовали личный посыл авторов «Хоффы» — известного драматурга и сценариста (теперь и режиссёра) Дэвида Мэмета, актёра и постановщика Дэнни Де Вито, наконец-то встретившегося в совместной работе со своим лучшим (ещё со времён фильма «Кто-то полетел над гнездом кукушки») другом Джеком Николсоном в заглавной роли.«Хоффа» выстроена почти как гангстерская сага наподобие «Крёстного отца». В то же время оригинальная ассоциативная конструкция, когда действие развивается согласно законам прихотливой памяти, чем-то напоминает метафорическое построение «Конформиста» Бернардо Бертолуччи. По ходу просмотра не раз также вспомнишь являющийся до сих пор новаторским, многослойный по содержанию «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, уникального мастера кино, который сочетал в себе два дарования — мощный актёрский и необычный режиссёрский.Вот и Де Вито смог неожиданно удивить тем, что актёр так потрясающе владеет весьма оригинальными средствами кинематографической выразительности. Ещё в первых картинах «Сбрось мамочку с поезда» и «Война в семействе Роуз» он изумлял странными формальными находками и изысканным стилем, что, впрочем, казалось причудами и забавами дорвавшегося до режиссуры талантливого комедианта. А умение угадывать интересы зрителей свидетельствовало об ориентации Дэнни Де Вито на занимательное, зрелищное кино, сдобренное, как бы специально для критиков, остроумными играми с киноприёмами.Тем парадоксальнее оказалось его обращение к запутанной, до настоящего времени так и не прояснённой истории жизни и смерти профсоюзного лидера Джимми Хоффы, которого постановщик раньше считал обычным мафиози, продавшимся представителем рабочей элиты, грязным политиком. Как же Де Вито удалось лично самому переменить отношение к этому человеку, а также убедить Николсона, причём заставить его пойти на ряд трудностей и неудобств, связанных с воссозданием облика более тучного персонажа и с одутловатым лицом, наконец, получить свободу действий от компании «20-й век Фокс» — и всё-таки привлечь публику, собрать в американском прокате неплохую сумму в размере $24,3 млн.?!Секрет вполне прост и очевиден: создатели «Хоффы» попытались увидеть и воплотить на экране настоящую драму человека — и не одного лишь Джимми Хоффы, который попал в сложный политически-мафиозный переплёт, совершенно этого не желая. Его ближайший помощник и верный друг Бобби Чаро невольно подставил своего шефа и кумира под пули наёмного убийцы. История с Чаро — словно более мелкий вариант трагической судьбы самого Хоффы. Каждый из них вызывает сочувствие — прежде всего, по той причине, что совершает непростительную, может, даже глупую ошибку, за которую потом приходится расплачиваться тюремным сроком, преследованием со стороны полиции и властей, а что хуже — жестокой расправой, устроенной мафией, больше не нуждающейся в прежнем сговоре, если он и был на самом деле.Финальная сцена убийства Джимми Хоффы (а вся лента строится как бы на предчувствии двумя героями неизбежной схватки с мафией), снятая рапидно, увиденная глазами несчастного Бобби Чаро, который, по иронии судьбы, подпустил убийцу к тому, кого сам хотел уберечь — замечательный пример исключительно кинематографической подачи материала. Вместе с оператором Стивеном Х. Бёрумом, с которым Дэнни Де Вито сотрудничал ещё на фильме «Война в семействе Роуз», режиссёр добился впечатляющего эффекта включения зрителей в обострённый драматизм творящегося на наших глазах циничного насилия.И уже не так важно, был ли реальный Хоффа таким, каким его показали Де Вито и Николсон — кинематографический Джимми Хоффа предстал живым человеком, достойным стремления его понять, более того — и сострадания. Что-то не припоминаются наши картины о профсоюзных лидерах, которые были бы созданы в оригинальной киноманере и волновали благодаря раскрытой драме сложного характера. И не так уж часто соцреализм баловал кинематографическими открытиями и человеческими потрясениями.1993


Поиск по названию