Флореаль

Братья Паоло и Витторио Тавиани, преодолевая творческий кризис (особенно ощутимый в малоудачной ленте «И свет во тьме светит», вольной экранизации произведения Льва Толстого), обратились к двум своим излюбленным темам. Романтическая постреволюционная пора походов Наполеона и драматические события июля 1944 года в Сан Миниато, родном тосканском городке этих итальянских режиссёров, ранее вдохновили их на создание лучших работ — «Аллонзанфан» и «Ночь святого Лаврентия». А в фильме «Флореаль» (итальянское слово «фьориле», буквально — «цветущий», является лишь аналогом «флореаля», восьмого месяца в календаре якобинцев или же мая в более привычном понимании) Тавиани впервые объединили оба мотива, добавив ещё и современную линию.Отец рассказывает своим малолетним детям семейное предание, имеющее почти двухвековую историю. Но урок приобщения к частной и общественной памяти приобретает, скорее всего, сказочный, по крайней мере — поэтически-преображающий характер. Всё видится сквозь дымку времён, в творческом преломлении, смешении были и выдумки. Отталкиваясь от детских воспоминаний и доверительных бесед матери, больше похожих на «сказочки на ночь», постановщики выстраивают собственную картину не как исторический эпос или поэтическую притчу, хотя используют их жанровые составляющие, достигая исторической точности и высот подлинной поэзии кино.Их лента, являясь по всем признакам семейной сагой о проклятии рода Бенедетти-Малодетти (присвоение чужого золота, пусть и принадлежащего неприятелю — такой же грех, как и попрание любви, которая возникла между итальянской девушкой и молодым наполеоновским солдатом), оказывается то романтической легендой, то лукавой сказкой, что на самом деле реальнее и подлиннее любой правды, включая историческую справедливость. Долголетний «роман» братьев Тавиани с историко-политическим кино практически не отразился на их художнической интуиции и поэтической прозорливости — они упорно и наивно продолжают верить, что безусловное и закономерное в мировом ходе вещей может быть лучше увидено и почувствовано благодаря непосредственному детскому сознанию и условному искусству. Весь мир — большая сказка.1994


Поиск по названию