Двойной КОПец / Cop Out

Комедийный боевик "Двойной КОПец" (Cop Out)
Режиссер - Кевин Смит. В ролях - Брюс Уиллис, Трейси Морган, Кори Фернандес, Гильермо Диас, Ана де ла Регуэра, Кевин Поллак, Эдам Броди, Мишель Трахтенберг, Джейсон Ли, Шон Уильям Скотт, Рашида Джонс, Фред Эрмисен. США. 2010. 107 мин. Бюджет: $37 млн. Сборы по миру: $50 млн.

Непонятно с этим фильмом только одно:
зачем его вообще снимали?
Недоумение кота Бублика

Джимми Монро (Брюс Уиллис) и Пол Ходжес (Трейси Морган) - полицейские напарники. Они уже черт знает сколько времени работают вместе, но друг другу до сих пор так и не надоели. У каждого из них есть свои семейные проблемы. Пол подозревает, что его женушка Дебби (Рашида Джонс) крутит шашни с их смазливым соседом. Дебби, конечно, утверждает, что это не так, но Пол полон самых мрачных подозрений. У Джимми все еще неприятнее. Его дочь Ава (Мишель Трахтенберг) собирается выходить замуж. Они с женихом планируют свадьбу за сорок восемь тысяч долларов, которую Джимми, как отец, должен оплатить, иначе ее оплатит нынешний муж бывшей жены Джимми - лощеный красавчик Рой (Джейсон Ли).

Джимми этого допустить не может, но у него нет и впятеро меньшей суммы, а кроме того, Джимми с Полом на месяц отстранили от работы без сохранения зарплаты, поэтому полицейский решает продать жутко дорогую коллекционную бейсбольную карточку, которая ему досталась от отца. Но выручить деньги за карточку Джимми не удалось: когда он ее показывал владельцу магазинчика со всякими коллекциями, в помещение ворвались два грабителя, которые забрали деньги из кассы и драгоценную карточку Джимми.

Напарники выяснили, что карточка попала к местному наркобарону по прозвищу Побой (Гильермо Диас). Просто так карточку Побой не отдаст, но готов заключить сделку: Джимми и Пол найдут для него "мерседес", который недавно украли в момент доставки.

Вроде сделка вполне нормальная - ничего незаконного копам не предлагают, но когда они нашли "мерседес", то выяснили, что неприятности у них только начинаются: в багажнике машины обнаружилась мексиканка по имени Габриэла (Ана де ла Регуэра), которая провела там два дня. У Габриэлы - крайне важная для Побоя флешка.

***

"Cop out" вообще переводится как отвертеться, уклониться, избегать. В сочетании с профессией главных героев получается нечто вроде каламбура. "Двойной КОПец" сути каламбура не передает даже рядом, да и при чем тут вообще чисто американское слово "коп", которое многие наши зрители могут и не знать. Но, собственно, после супернадмозгового перевода отличной комедии Hot Fuzz как "Типа крутые легавые" вопросов больше нет, претензий никаких быть уже не может.

Впрочем, черт с ними, с названиями и переводами, тем более что я картину смотрел в оригинале. Поговорим о фильме как таковом и о том, что он собой представляет.

Cop Out - первый фильм, который Кевин Смит снял как нанятый постановщик. До этого он создавал исключительно собственные фильмы, в которых был и автором сценария, и режиссером, и монтажером: "Догма", "Клерки", "Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар", "Клерки 2", "Зак и Мири снимают порно". Здесь же он только режиссер.

Сценарий написали Марк и Робб Каллены, которые до этого занимались только сериалами. Они же выступили продюсерами данного фильма.

По завязке сюжета вам должно быть понятно, что создатели картины решили поэксплуатировать навязшую на зубах и обвисшую на ушах историю о двух (зеваю) полицейских напарниках, один из которых (второй раз зеваю) белый, а другой - вот незадача! - черный. Это же на самом деле чистая диалектика голливудского кино: белый напарник - черный напарник - белый начальник участка; черный напарник - черный напарник - белый начальник участка; белый напарник - белый напарник - черный начальник участка; черный напарник - белый напарник - черный начальник участка.

Как варианты: белый напарник острит, черный напарник переживает, плохой начальник полицейского участка орет ("Смертельное оружие"). Или черный напарник острит, белый напарник переживает, плохой начальник полицейского участка орет ("48 часов").

Враги тут на самом деле не имеют особого значения. Ими могут быть расисты из ЮАР, русская мафия, арабские террористы или албанские отмороженные продавцы семечек.

В данном случае сценаристы решили не изобретать велосипед и главгада сделали латиноамериканцем. Какая неожиданная и зрелая мысль!

В общем, идея этого фильма была понятна с самого начала. Ее даже специально объяснили в начале картины для тупых - это оммаж (от французского hommage)! То есть респект и уважуха создателям всех известных полицейских боевиков, а также всяких других картин общим количеством порядка тридцати, к которым идут отсылки на протяжении всего "Полного КОПца".

Однако создатели картины особо напрягаться не стали: по их мнению, оммаж - это старательное заимствование всех возможных штампов при условии "не дай бог случайно не придумать чего-то своего". У них получилось не придумать ничего своего - весь "Полный КОПец" представляет собой старательное нагромождение отовсюду надерганных слов, фраз, гэгов и целых эпизодов.

Поэтому Джимми - Уиллис ходит, устало ухмыляется и думает, как бы раздобыть денег. Пол - Морган бегает, непрерывно острит и подозревает жену. А Диас - Похбой выпучивает глаза, изображает Плохого Латиноса и периодически расстреливает своих подручных.

Какой-либо интриги здесь нет как класса. Проштампованная штамповка, сделанная с помощью истрепанных штампов. Но - очень стараются зрителям сделать смешно. Тут на первом плане - телевизионный комик Трейси Морган. Он на самом деле смешной и забавный. И он пытается выжать из этого сценария что можно и даже что нельзя.

Впрочем, фантазии сценаристов обычно хватает не больше чем на юморок из серии "кто каким образом производит процесс дефекации организма" (у Смита в картинах, впрочем, тоже любят пошутить на эту тему), так что от смеха вы тут не умрете, обещаю.

Тем не менее, несмотря на несколько странный подход к созданию этого фильма, полным отстоем я его не назову. Это достаточно слабенький и крайне подражательный комедийный боевичок, но все-таки из разряда "с пивком потянет", нежели "не смотреть эту чушь". Картину спасают актеры. Кроме вышеупомянутого Моргана Смит нагнал в "Полный КОПец" кучу не то чтобы звезд, но знакомых и при этом свежих лиц. Гильермо Диас в свое время сыграл в цукеровском "Беспределе в высшей школе", Рашида Джонс была в "Офисе", Джейсон Ли (он играл, по-моему, во всех фильмах Смита) тут роскошно сыграл лощеного красавчика, Мишель Трахтенберг (дочка персонажа Уиллиса) появлялась в "Евротуре", Кевин Полак (сослуживец главных героев с говорящей фамилией Хансакер - помните первое "Смертельное оружие"?) не так давно играл с Уиллисом в "Заложнике", Фред Эрмисен (он тут играл русского адвоката) - звезда Saturday Night Live, Ана де ла Регуэра недавно появлялась в "Суперначо" (и этой красавице опять досталась совершенно не подходящая ее фактуре роль), ну и Шон Уильям Скотт в представлениях вообще не нуждается, ибо скольких отвязных пареньков он переиграл - и не сосчитать!

Вся эта компания развлекается вовсю, и благодаря им некоторые эпизоды могут даже позабавить, особенно беседа персонажа Джейсона Ли с крутыми полицейским в исполнении Уиллиса.

Во время просмотра временами даже становится жалко Смита и актеров, сыгравших в фильме. Был бы более оригинальный сценарий и чуть меньше штампов - мог бы получиться действительно забавный комедийный боевик. А так - забавности-то в нем есть, но все это на общем резиново-удушливом фоне сплошной штамповки. Обидно.

Что интересно, с этим фильмом сам Смит испытал определенный когнитивный диссонанс. Обычно у него целая толпа фанатов, которая восторженно принимает любой его фильм: Смита даже за дурацкую "Девушку из Джерси" не растерзали, хотя любому другому режиссеру, да еще с репутацией молодого бунтаря и выразителя чаяний соответствующего поколения этого бы не простили.

С данным же фильмом критика Смита растоптала, а фанаты толком и не вступились за любимого режиссера, потому что нефиг изменять своим принципам. И вот тут Смит не выдержал и в своем "Твиттере" разразился дикими криками, в пылу полемики сравнив свой фильм с поющим дебилом, цитирую:

"Писать разгромную рецензию на Cop Out - это все равно что дразнить отсталого ребенка, который веселит нормальных людей тем, что распевает Afternoon Delight... Вы можете разве что впечатлить пару несообразительных читателей, которые скажут: "Да, чувак! Уничтожь этого поющего дебила!"

Ну и в конце Смит обрушился на критиков, выдав следующее:

"С меня хватит. Я осознал порочность системы. Мы позволяем группе людей смотреть кино бесплатно, и они говорят про него всякие гадости. В то время как люди, которые действительно хотят посмотреть кино, вынуждены платить за это. Все! Теперь пресс-показы всех фильмов, в каких я буду принимать хоть какое-то участие, будут организованы следующим образом. Хочешь написать рецензию заранее? Хорошо: плати, как если бы ты сам пошел в кино на следующей неделе. С какой стати я должен за бесплатно давать произвольным 500 людям власть над тем, что я делаю?"

Бедный Смит. Это известная проблема любых режиссеров. С одной стороны, ты должен делать пресс-показы для журналистов, чтобы о твоем фильме вообще написали. С другой - у этих подлых кинокритиков нет ничего святого, и они готовы даже обругать поющего дебила новый фильм Кевина Смита, который не нужно ругать, а им нужно просто наслаждаться.

Резюмирую. В общем, фильм не так плох, как о нем говорят некоторые критики. Но тем не менее это действительно довольно слабенький фильмец, который мог бы быть заметно лучше, если бы не сценарий. Если смотреть в оригинале да с пивком - в общем, потянет. В конце концов, не так страшен новый Смит, как его сценаристы.

Но старине Смиту нефиг выступать. Ты или снимаешь свое авторское кино, за которое тебя давно любят, или принимаешь предложение выступить постановщиком всякой фигни за хорошие бабуськи. Принял предложение? Ну так а чего ты выступаешь-то, если снял фигню?

***


Поиск по названию