Увидеть Париж и умереть

В постсоветскую эпоху тема преследования евреев в государственном или всего лишь в бытовом масштабе порой становилась поводом для всевозможных спекуляций создателей фильмов, чего не избежала, в частности, и лента «Увидеть Париж и умереть». Эта картина неприятно поражает, прежде всего, отсутствием достоинства и истеричностью, в том числе — в игре Татьяны Васильевой, почему-то отмеченной самыми разными призами: на фестивале «Кинотавр», премией «Ника» и ещё денежной наградой от мэрии Москвы. Конечно, антисемитизм как проявление всеобщего шовинизма должен вызывать праведный гнев у нормальных граждан, а типичная еврейская мать, готовая на всё ради своего талантливого сына-пианиста, обязана получать от зрителей только горячее сопереживание — и ничего более.Но как ни странно, во время просмотра фильма Александра Прошкина (его «Холодное лето пятьдесят третьего…» было намного вывереннее по точности социально-политической интонации в трактовке тоже возмутительных рецидивов сталинизма) не покидает одно ощущение. Героиня по имени Елена в большей степени озабочена устройством благополучной карьеры собственного отпрыска Юры и желательно «не в этой стране», а не подлинными опасениями по поводу бытового и государственного притеснения евреев. В любом случае, для неё понятие «пятого пункта» в анкете тоже приобрело психопатологическое значение «пунктика», своего рода мании преследования.И в какой-то из моментов, даже если ты — наполовину еврей, причём по матери, начинаешь испытывать резкое предубеждение против жертв, которые сами провоцируют преследующих на ответные неадекватные действия. А посыл, заявленный непосредственно в названии ленты, представляется вовсе оскорбительным: стóит ли добровольно покидать родину (какой бы сволочной она ни была!), если в придуманном Париже хочется тут же умереть — то ли от неописуемой радости, то ли от всепожирающей тоски?! Может быть, актриса при поддержке режиссёра создавала иной, более зловещий образ: не матери-еврейки, а советской одержимой тётки, которая помешана на реализации своих подавленных комплексов, желая сотворить идеальную судьбу для сына, поэтому национальность здесь совершенно не при чём, и подлый сосед-русский, завидующий чужому успеху, является негодяем даже без своих антисемитских высказываний?То есть еврейский мотив оказывается в картине «Увидеть Париж и умереть» привнесённым в угоду современным веяниям и не без некоторой доли спекулятивности: сыграть на прежде замалчиваемом материале и добиться внешней остроты постановки проблемы. Эффект во многом получается обратным по результату — зритель, не обращая внимания на щедро розданные премии, может, напротив, раздражаться из-за роли, которую исполнила Татьяна Васильева-Ицыкович.1997


Поиск по названию