Дансер / Dancer, The

Мелодрама "Дансер" (The Dancer).
Режиссер - Фредерик Гарсон. В ролях - Миа Фрай, Гарланд Уитт, Родни Истмен. Франция. 2000.

Сюжет прост и трогателен...
Такой простой, но трогательный сюжет, что аж комок в горле.
На самом-то деле "Дансер" - та же "Золушка"...
...диалоги остроумные, характеры цельные и убедительные
(из рецензий)

Очень трудно объяснить, почему безвестный переводчик принял такое странное решение: английское слово "dancer", означающее буквально "танцовщик" или "танцовщица", в русском варианте он просто оставил без перевода. Ведь фильм называется именно "Танцовщица". Но переводчик, вероятно, посчитал, что это будет, типа, не круто, поэтому латинские буквы поменял на кириллицу и умыл руки. Хорошо еще, что не этот деятель переводил название фильма "Карты, деньги, два ствола", который в его варианте назывался бы "Лок, сток энд ту смокинг баррелс". А что? Очень мило...

Крестным папой этого фильма выступил сам Люк Бессон. Причем его крестному папству предшествовала трогательная история, о которой Бессон с удовольствием поведал журналам. Оказывается, когда Бессон был еще совсем маленький и снимал свой первый фильм "Последняя битва", он невероятно страдал, потому что рядом с ним не было такого продюсера, как... Бессон. Поэтому чуть позже, когда он стал всемирно знаменитым и даже пробился в Голливуд (что крайне редко удается европейским режиссерам), он дал страшную клятву, что снимет десяток фильмов, после чего станет работать сценаристом и продюсером. И надо сказать, что свою клятву Бессон сдержал, потому что он как раз снял десять фильмов, после чего стал писать сценарии и продюсировать.

Многие поклонники Бессона опасались, что мэтр обманывает себя, и что с ним получится примерно точно так же, как со знаменитым советским музыкантом Ойстрахом, который считал, что он станет таким же прекрасным дирижером, как скрипачом, или с режиссером Эмиром Кустурицей, который совершенно уверен, что умеет играть на гитаре и даже серьезно грозит бросить кинематограф и уйти в музыканты. Однако Бессон свою сценарную и продюсерскую деятельность начал с весьма удачных фильмов "Такси" и "Такси 2", после чего поклонники расслабились и успокоились.

Но рано расслаблялись! Потому что продолжил свою карьеру в этом качестве Люк Бессон фильмом "Дансер", а эта картина внушила уже серьезнейшие опасения (по крайней мере - мне с котом Бубликом). Почему я назвал Бессона крестным папой этого фильма? Да потому что он, во-первых, поставил в режиссеры картины своего молодого ассистента Фредерика Гарсона, работающего с Бессоном на многих фильмах, причем Бессон трогательно опекал Гарсона на всех этапах создания картины и не жалел денег, как продюсер, а кроме того, Бессон написал сценарий вместе с девятнадцатилетней Джессикой Каплан. А вот что из всего этого получилось... По-моему, ничего хорошего. Впрочем, давайте сначала о сюжете. Он настолько глубок, тонок, психологичен и насыщен, что вполне укладывается в несколько предложений.

Индиа Рей (Миа Фрай) - немая танцовщица, подрабатывающая тем, что танцует по субботам в одном из ночных клубов Нью-Йорка. У нее есть брат - болтливый и придурковатый парень по имени Джаспер (Гарланд Уитт), который строит из себя "крутого продюсера" сестры, а на самом деле способен только болтать языком. Родителей у брата с сестрой нет, и они живут в каком-то полуподвальном помещении.

Индиа пытается получить работу на Бродвее, но негодяйский режиссер отказывается ее брать, потому что, дескать, с немой танцовщицей довольно сложно общаться, а время - деньги. Так семья Рэй познала социальную несправедливость.

Однажды танец Индии совершенно случайно увидел молодой ученый Исаак (Родни Истман). Он настолько протащился от танцев девушки, что тут же опрометью бросился к себе в лабораторию и, несмотря на протесты своего научного руководителя, сотворил железную клетку, куда можно войти и делать какие-то жесты, а сложная научная аппаратура в ответ на эти жесты начинает играть музыку.

Исаак находит Индию и уговаривает ее войти в клетку, чтобы немного потанцевать. Придурочный брат возражает, но Исаак объясняет брату, что так нужно для мира во всем мире. Поначалу, когда Индия танцует в клетке, у нее кроме Димы Маликова ничего не исполняется. Но когда она раздухарилась, тогда из динамиков сначала попер Urban Species, затем Freestylers, а уж когда стал вытанцовываться Basement Jaxx, тогда Исаак с братом заорали: "Во, блин, ваще, супер! Теперь от выгодных предложений придется отмахиваться лопатой".

И действительно! Как только директор ночного клуба увидел танцующую в клетке Индию, которая свои телом извлекала "Twisted Mess" Neneh Cherry, то он протащился и сразу заплатил ей много-много денег в национальной американской валюте. Зрители тоже тащились и пили пиво. А продюсеры били друг другу морды за то, чтобы пригласить Индию попрыгать в клетке в их ночных клубах. 

При этом придурочный братец Джаспер пришел к Индии и сказал: "Индиа! Ты знаешь, я понял, что являюсь полным придурком. А уж менеджер из меня - просто кошмарный. Давай ты откажешься от меня и возьмешь себе нормального менеджера!", на что Индиа ласково посмотрела в глаза брату своими бездонными голубыми глазами и сказала языком жестов: "Я никогда тебя не брошу, Джаспер! Пускай у меня будет менеджером полный придурок, но ты же все же мой брат, поэтому лучше мы потеряем несколько миллионов долларов, но останемся вместе".

На этой сцене мы с котом Бубликом зарыдали в голос от чувств-с, в результате чего пропустили последние кадры. По-моему, на них Индиа выходила замуж за Исаака и изображала телом фразу "Мазлтов" в синагоге. Впрочем, может быть, я и ошибаюсь.

***

Фильмец, если честно, просто ужасный. Понятно, что сюжету особое внимание и не уделялось, и он, вероятно, должен был просто служить связкой между танцевальными номерами, но ребята - когда танцевальные номера занимают примерно 15 минут в полуторачасовом фильме, тогда не очень понятно, почему сюжет, постановка и актерская игра сделаны настолько паршиво.

Сюжета, как вы поняли, нет никакого. Причем попытки придать некоторый социальный подтекст сюжету путем "ущемления в правах" немой танцовщицы - выглядит крайне натянуто и не к месту, а уж если знать, что танцовщица и хореограф Миа Фрай в образе Индии "онемела" только потому, что сама отказалась что-либо говорить перед камерой (ну не специалистка она в разговорах, ей бы сплясать что-нибудь), тогда становится совсем весело. Образ придурковатого брата сделан совершенно не смешно (фразу одного критика "диалоги остроумные, характеры цельные и убедительные" я оставляю на его совести), а уж когда он начинает давить слезу, признаваясь в своей придурковатости, мне сразу захотелось запустить Бубликом в телеэкран, чтобы парень перестал ныть.

"Молодой ученый" с библейским именем так же похож на ученого, как я - на чернокожую балерину. А уж "гениальное изобретение", благодаря которому Индиа якобы должна была язык жестов перевести в язык музыки, но оно вместо этого стала выдавать обычные музыкальные хиты - это уж просто не совсем понятно на кого рассчитано. Где изобретение-то, мужики? Что вы нам лапшу на уши вешаете?

Из этого фильма мог бы получиться вполне приличный видеоклип. Собственно, это и есть видеоклип, снабженный совершенно дурацкими связками. Если всю эту бредятину уложить в 5 минут - то есть убрать всяких "ученых" и придурочных братьев, а оставить только танцующую Миа Фрай - тогда, быть может, и прокатит. Но когда из этого делается полуторачасовой фильм, у меня сразу возникает вопрос: это как же Бессон должен любить Гарсона, что он согласился поставить свое имя под этой бредятиной. Впрочем, у Бессона у самого нередко проявляется сильная склонность к попсе, но не настолько же!

И еще меня немного раздражало, когда в фильме все начинали охать и ахать по поводу "гениальных" танцев Индии. Чего там гениального-то? Нет, танцует она, конечно, вполне прилично, но не более того. Ну пучком косичек эффектно машет, когда на нее синим цветом светят. Но и все! Где там гениальность? Я же человек простой: мне говорят, что она - гениальная танцовщица, я и пытаюсь это все отыскать. Не нашел. Одно из двух: или я вовсе не Шерлок Холмс, или она вовсе не гениальная танцовщица.

Резюмирую. Фильм совершенно дурацкий. Смотреть его нет никакого смысла, потому что это смертная тоска, сопровождаемая достаточно дурацкими и пафосными диалогами. Лапшу, которую Бессон нес, цитирую, "этот фильм поднимает проблемы общества, показывает, насколько тяжело общаться в век коммуникаций", - он пускай лучше несет кому-нибудь другому. Единственное, что можно посмотреть в этом фильме - это сцены танцев (меня они не сильно впечатлили, но снято, врать не буду, красиво). Но для этого вовсе не обязательно терять полтора часа. Достаточно прокрутить кассету до танцев и посмотреть их.

Кстати, мне было очень интересно читать рецензии на эту пустышку. Критики так восторгаются, как будто бы речь идет по меньшей мере о "Бале" Сколы. Я в конце заметки приведу ссылки на рецензии, - почитайте, а то вдруг я один считаю "Дансер" полным отстоем? Вдруг это гениальный фильм, а я в нем что-то не разглядел?

Некоторые критики даже назвали "Дансер" "мюзиклом". Ага, ага. Назовите его лучше "историческим детективом" или "комедией". Какая, в общем, разница?



Поиск по названию