Танго

Вопрос об отношении к музыке Иоганна Брамса был вынесен в заголовок знаменитого романа «Любите ли вы Брамса?» Франсуазы Саган. Герой ленты «Слишком красивая для тебя» Бертрана Блие неистовствовал из-за Франца Шуберта и готов был послать его ко всем чертям. Надрывно-сладостная мелодия Гато Барбьери провоцировала в шедевре «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи на эпатажные действия непосредственно в танцевальном зале. А один из персонажей французской картины «Танго» Патриса Леконта тоже не остаётся в стороне от «музыкальных баталий», с трудом терпя громкие звуки песни в ритме танго, раздающиеся из приёмника в машине, в которой трое мужчин едут на убийство жены одного из них. И уже в финале примирившиеся супруги танцуют танго посреди поля, отдаваясь стихии волнующей сердце музыки. Возможно, Леконту в «Танго» чуть не хватает язвительности, перемешанной с обострённой нежностью по отношению к героям, что свойственно, прежде всего, Блие. Чёрная комедия и мелодрама всё-таки существуют раздельно, а не слитно.Сначала в традициях мрачного юмора рассказываются три истории относительно трёх типов мужчин — лётчик Венсан, узнав об измене жены, устраивает автокатастрофу её любовнику, а потом изощрённым способом избавляется и от своей неверной возлюбленной; Поль, сам изменяющий собственной супруге Мари, однажды был оставлен ею, и по наущению дяди-женоненавистника, живущего только с кошкой, решает расправиться с беглянкой при помощи всё того же Венсана, который избежал наказания, однако шантажируется Полем и его дядей-судьёй. Путешествие мужчин по Франции в поисках Мари под звуковое сопровождение навязчивого танго явно напоминает странствия персонажей из фильма «Вальсирующие» Бертрана Блие, этапного для французского кино. Но исход «Танго» мелодраматичен и даже лирически благостен, хотя по-галльски изыскан и остроумен. Сильный пол чуть ли не с радостью признаёт своё поражение от слабого пола, от которого никуда не деться — и растроганные Венсан и дядя Поля наблюдают, как танцуют танго вновь обретшие друг друга Поль и Мари.Мелодраматические повороты сюжета были характерны и для предыдущих работ Патриса Леконта второго периода его творчества. Режиссёр испытывал склонность к сочувственному, порой трогательному показу возникающих между людьми уз — дружеских или освящённых любовью взаимоотношений. Причём его персонажи чувствовали, скорее, тоску по духовному родству, и даже любовное влечение имело у них в большей степени созерцательно-платоническое начало. Наблюдать за привлекательной девушкой-соседкой, мечтать о красивой жене-парикмахерше… Вот и в «Танго» мимолётная встреча с юной Мадлен, которая застрелила своего скучного мужа, неспособного даже сделать ей ребёнка (ещё один мотив, перекликающийся с картинами Блие) — это часы подлинного счастья для всех троих мужчин, удивляющихся тому, что милые создания превращаются в браке в непереносимых сук. И только осознав возможность потери своей жены, тем более — в случае её убийства, бонвиван Поль оказался способным на искреннюю любовь к супруге, на тур танго с нею. Музыка, которая прежде была нерегулируемым шумным фоном, впервые выразила состояние их души.Конечно, «Танго» не является откровением, новым словом в режиссуре. Патрис Леконт порой намеренно цитатен в своей ленте, используя, как в танго, знакомые пассажи, давно известные па. Он очаровывает вариациями, музыкальными повторами, размеренным чередованием долей танцевального ритма. Танго — это всегда танго! Но каждое из них — особое, вообще непохожее на другие. Кинематографическое танго Леконта по-настоящему прельщает и волнует, хотя можно и не быть ярым поклонником этого мелодраматического танца.1993


Поиск по названию