Страна глухих

Жаль, что режиссёр Валерий Тодоровский в своей ленте «Страна глухих» (эта современная сказка о Москве представляется куда интереснее, чем его предшествующая и довольно мрачная картина «Подмосковные вечера») не догадался обыграть не только нашу подспудную мечту ничего не слышать, но и не менее приятное желание ничего не видеть, а тем более никому ничего не говорить. Кстати, для нового российского кино конца 90-х годов, всё ещё пребывавшего в «странном времени» у «змеиного источника» в компании «упыря» и «мытаря», этот явно утопический прорыв к магистральной линии утешительства позволял присвоить ему вполне почётное другое название — «Москва шумам не верит». И вообще — каждому времени, любому десятилетию (да и раз в год тоже не помешает) нужен свой «утопический» фильм.Между прочим, у Тодоровского-младшего был уже такой опыт — лента «Любовь» 1991 года, которая, к сожалению, не прозвучала во весь голос из-за случившегося развала СССР, а вместе с ним — и советского кинопроката. «Страна глухих» — это развитие темы «Любви» не в арифметической прогрессии (то есть не «Любовь втроём» и даже не «Любовь вчетвером»), а уже в степени (как «Любовь в квадрате»). Не надо уезжать ни в какой Израиль или же, позабыв о «новых русских» и избавившись от мафиози лишь при помощи игры воображения, бежать в выдуманную «страну глухих» — она ведь рядом, на улицах непривычно пустой Москвы, стóит только перестать слышать. Вот искомый Рай для жаждущих. Вот вечное блаженство Утопии.И ещё можно пожалеть о том, что восторги (и премии) выпали, в основном, на долю Дины Корзун, которая сыграла глухую, но не немую Яю. Однако этот образ как бы изначально был более выигрышным для эффектного, внешне экстравагантного, почти бенефисного исполнения. А роль второй девушки, доставшаяся Чулпан Хаматовой, всё-таки сложнее, поскольку лишена особо подчёркнутой странности, даже может показаться аморфной, недопроявленной. Но внутренние переживания этой героини, которая оказалась способной на тонкий душевный контакт с новой подругой, так не похожей на остальных, кого она знает, переданы Хаматовой деликатно и с тактом. И именно их общий дуэт с Корзун, как и блистательное перевоплощение Максима Суханова в качестве глухого «авторитета» по кличке Свинья, резко выделяет «Страну глухих» на фоне других современных российских картин, где актёрское исполнение чаще всего заурядно.1998/2006


Поиск по названию