Секретные материалы

Популярный американский телесериал «Секретные материалы» у нас первоначально демонстрировался на канале Ren-TV, аудитория которого была всё-таки неизмеримо меньше, чем у тогдашнего ОРТ. А вот там вполне разумно решили подгадать начало показа приобретшего даже культовый статус странного и загадочного телезрелища именно к выходу в российских кинотеатрах в октябре 1998 года фильма «Секретные материалы. Борьба с будущим», который стал своеобразным ответвлением от сериала.Что ж — не смотреть же отечественным зрителям одни лишь латиноамериканские «мыльные оперы» да американскую «Санта-Барбару»… И пусть народ для разнообразия начнёт всюду подозревать присутствие неких нездешних сил. Может, это и должно было, по идее, помочь (кстати, вскоре после случившегося дефолта) пережить, как всегда, сложную и неразрешимую ситуацию в России, где многое поневоле кажется порождением неведомого заговора против собственного населения.Уже дебютная серия «Секретных материалов» вольно или невольно вызвала в памяти другой известный телецикл — «Твин Пикс», так что сразу же возник немалый соблазн обозвать иное мистическое творение для голубого экрана как «Твин Икс». Ведь и там, и здесь юные девушки из колледжа стали жертвами неведомого маньяка, точнее — невидимой силы зла, будто разлитой в воздухе где-то в одноэтажной Америке, посреди её лесов, гор и небольших городишек. Вот и в «Твин Пиксе» загадочный убийца Боб, словно порождение тёмных сторон бытия, мог обретать любое обличье, теоретически становиться каждым из жителей городка с лесопилкой, в конце концов (к явному неудовольствию поклонников сериала), даже проникнуть в самого агента Купера, благородного борца с мрачной непознаваемостью мира.А вторая и четвёртая части «Секретных материалов» вступили в перекличку с этапной лентой «Близкие контакты третьего вида» Стивена Спилберга, которая на тот момент уже в течение двух десятилетий безусловно влияла на проблематику произведений о гипотетическом контакте с инопланетными цивилизациями. В свою очередь, третий эпизод сериала мог напомнить ещё один устойчивый мотив фантастики о «вторжении похитителей тел» (было уже три фильма с этим сюжетом, и последний из них снял модный независимый режиссёр Абел Феррара).Всё это свидетельствовало отнюдь не о заимствованиях, а о несомненной укоренённости данных идей в современном зрительском самосознании — причём не только американцев, но и (судя по успеху «Твин Пикса» и «Секретных материалов» далеко за пределами Америки) других жителей Земли. Дело не в одной лишь тяге к мистике, к чему-то непознанному и неизведанному, что особенно обостряется в конце каждого века, когда неумолимо возрастает рост интереса к оккультизму и эзотерике. Чего уж говорить о тревожных, чуть ли не апокалиптических настроениях во время смены тысячелетий! Кстати, Крис Картер, создатель «Секретных материалов» (забавно, что он родился хоть и 13-го, но в субботу), запустил на телевидении в 1996—1999 годы ещё один удачный таинственный цикл под названием «Тысячелетие».Найденная Картером формула успеха зиждется на том же мастерски использованном, как и Дэвидом Линчем в «Твин Пиксе», по-хорошему обывательском, адаптированном для понимания миллионов (пусть это не исключает сверхинтеллектуальных, заумных трактовок) представлении об окружающем мире как истинном средоточии борьбы сил Добра и Зла, Света и Тьмы, Бога и Дьявола. Причём двое агентов ФБР из отдела паранормальных явлений — мужчина по имени Фокс Малдер и женщина, которую зовут Дэна Скалли, — выступают ещё и в качестве посредников между тайным и явным, будто полпредами публики в своеобразном зазеркалье, легко позволяя самым обычным зрителям идентифицировать себя с ними. А «домашность», доступность еженедельного знакомства с этими героями порой при весьма загадочных обстоятельствах, всё же не отягощённых глобальностью подхода и гигантоманией в использовании спецэффектов, как раз и превращает данное зрелище во вполне вероятное, даже правдоподобное и странным образом убедительное.В отличие от «Твин Пикса», в «Секретных материалах» каждая часть практически самостоятельна, поскольку Фокс Малдер и Дэна Скалли занимаются всегда новым засекреченным делом. Впрочем, есть и сквозные темы (например, явно ощущаемый, но остающийся не до конца разгаданным некий заговор пришельцев и их сторонников, которые способствуют скрытой колонизации Земли), и кое-какие переходящие из серии в серию персонажи — вроде непонятного Курильщика, вероятно, стоящего во главе представителей инопланетного вторжения.Сериал «Секретные материалы» просуществовал в США десять сезонов, но теоретически мог продолжаться долго, поскольку интерес публики к различным сверхъестественным явлениям вовсе не гаснет. Если этот цикл и был в итоге принесён в жертву, то во многом из-за возросших претензий (в том числе — денежных) его основных исполнителей, Дэвида Дуковни и Джиллиан Андерсон, которым также надоело быть заложниками одного лишь телепроизведения, а больше хотелось играть разнообразные роли в кино.1998/2006


Поиск по названию