Северяне

Голландское кино всегда было неравнодушно к чудакам и безумным, словно транслируя непосредственно на экран их абсурдные и сюрреалистические фантазии. Актёр Алекс ван Вармердам, несколько утомивший эпатажными выходками в своей дебютной режиссёрской работе «Абель» (1985), спустя семь лет сумел так выстроить картину «Северяне», что она воспринимается и как очень смешной фильм об идиотском ничегонеделании обитателей нового квартала где-то на окраине города (будто на краю света!), и почти в качестве кинохроники с места событий. Лёгкий сдвиг в сторону и незаметное усилие автора превращают реалистический очерк нравов в трагифарсовую притчу об абсурдности человеческого существования.В поведанной истории конца 50-х годов угадываются какие-то личные для сценариста и режиссёра мотивы (хотя ван Вармердам, который сам играет чересчур любопытного почтальона, меньше всего склонен предаваться ностальгическим воспоминаниям — напротив, без обиняков издевается над сентиментальными лентами о горько-прекрасном детстве и юности). «Социалистическая мечта» об отдельной квартире для каждой семьи, воплощённая задолго до 2000 года, вовсе не приносит счастья простым голландским бюргерам, у которых не складывается интимная жизнь или же им мозолит глаза преуспевание соседа.А вот во второй половине картины происходящее приобретает даже мрачно-драматический оттенок, что всё-таки не идёт фильму на пользу, поскольку постановщик лучше всего чувствует себя в стихии чуть «остранённой» действительности. Лес, разумеется, похож на лес, но на высаженный геометрически точно (будто по воле шизофреника) и в павильоне. Реальность до боли и смеха узнаваема каждым — и, тем не менее, выглядит гротеском на себя же.1994


Поиск по названию