Госфорд Парк / Gosford Park

Драма "Госфорд Парк" (GosfordPark)
Режиссер - Роберт Олтмен. В ролях - КристинСкотт Томас, Стивен Фрай, Эмили Уотсон,Джереми Нотэм, Райан Филлипп, Дерек Джекоби,Майкл Гэмбон, Мэгги Смит, Ричард Грант.Великобритания-США-Германия-Италия. 2001. 137мин.

Правда, немногораздражали субтитры. 
Один фиг с этимужасным английским 
акцентом ни черта неразобрать.
(из отзывов зрителей)

Это чистые "Особенностинациональной охоты", 
но только в английском варианте. 
(кот Бублик)

Уже почти не старая Англия - 1932год. Сэр Уильям Маккордл (Майкл Гэмбон)приглашает друзей в свое поместье Госфордпарк на старинное английскоеразвлечение - охоту. Сам сэр Маккордл ужестар, но еще крепок. Он еще вполне способенполучать удовольствие от этой жизни с еенебольшими радостями: женщинами, выпивкой,отменной едой и всяческими увеселениями.При всем при этом сэр Маккордл -классический англичанин, свято блюдущийтрадиции, потому что он, как и многие другиепредставители угасающей британскойаристократии, чувствует, что уже все! Онивсе живут на закате великой империи! Оченьскоро произойдет передел мира, и знаменитыеаристократы, составлявшие основусуществования Великобритании, если неисчезнут, то очень сильно изменятся. Онистанут совсем, совсем другими...

Впрочем, и на встрече у Маккордлауже видны приметы нового времени. Ведьдалеко не все посетители Госфорд парка- потомственные высокородные аристократы.Среди серебра блестящего обществазатесалось несколько медяков, которые,правда, занимают достаточно высокоеположение в социуме, однако их родители -скажем так - в детстве лежали вовсе не вкружевных пеленках. Перво-наперво, этоамериканский продюсер Морис Уэйссман,который мало того, что из семьи каких-тостряпчих, так еще и... В общем, сами понимаете,кто он с такой фамилией. А мы, английскиеаристократы, к этим всяким там айсбергам,вайсбергам и прочим рабиновичамотносимся ничуть не лучше, чем в старыевремена. Но приходится терпеть. Потому чтозакат империи. Потому что в наши рядыпробираются какие-то известные америкашкис большими деньгами, и мы вынуждены с нимиобщаться. Новые времена, ничего неподелаешь.

Но и наше общество - что уж тутскрывать - уже далеко не безупречно. Чегостоит, например, актер Айвор Новелло (ДжеремиНотэм). Зачем сэр Уильям его вообщепригласил? Ну да, этого актера любит всяАнглия. Но мы-то - вовсе не вся Англия. Мы - еелучшая часть. Да, мы с удовольствием смотримспектакли, фильмы и даже аплодируем всемэтим новелло и уэйссманам. Мы можем послеспектакля зайти к ним в гримерку и дажепожать им руку. Не снимая перчаток,разумеется... Но быть с ними вместе два дня?!!На охоте?!! У сэра Уильяма?!! Впрочем, дорогойсэр Уильям всегда отличался некоторойэксцентричностью. Рассказывают, чтодоблестный сэр раньше любил брюхатитьсвоих работниц. Тех, конечно, какиепосимпатичнее. Да-да, а вы что, не слышали? Ноэто, как вы понимаете, строго между нами. Мы,подлинная аристократия, не должны выноситьсор из избы. Тем более, что ничего плохого вповедении сэра Уильяма, разумеется, нет.Аристократ имеет полное право посеятькоролевский овес. Где этот плебс ещевозьмет свежую кровь, где? Ее уже почти и неосталось...

***

Чудесный фильм. Остроумный, захватывающий и невероятно стильный. Роберт Олтмен всегда блестяще снимал социальную сатиру. Причем окружал ее таким красивым, ироничным и забавным антуражем, что сатира смотрелась как комедия или мелодрама, а все шпильки Олтмена замечались далеко не всеми, в результате чего некоторые его фильмы были явно недооценены зрителями (как, например, замечательная картина "Высокая мода" и очень умная "Доктор Т и его женщины"). Причем социальная сатира - жанр довольно сложный. Чуть вправо - скатишься к обычному злобствованию, и тебя обвинят в элементарной зависти. Чуть влево - сатира превратится в смакование предмета исследований, и над тобой просто будут смеяться - тоже мне, сатирик.

У Олтмена получается сделатьпочти невозможное. Он, с одной стороны,достаточно саркастичен при показе тех илииных социальных групп, но с другой - вполнепонятно, что он их все-таки любит и к нимснисходителен. Иногда он прямо-таки грустит,что подобные люди или явления скороисчезнут. А иногда радуется, что все этобудет существовать еще долго, при этомотводя себе роль наблюдателя и рассказчика,который не торопится хвалить или обвинять,а просто исследует явление, без каких-либооценок или морализаторства.

При этом он всегда на редкостьточен в изображении того среза общества итой эпохи, которые демонстрируются вкартине. В "Госфорд Парке" обстановкааристократической Англии тридцатых годовпрошлого столетия показана невероятноточно, и трудно поверить, что это снималамериканский режиссер. Ведь точность вдеталях никогда не отличала голливудскихпостановщиков, особенно когда они снимаютчто-нибудь не из американскойдействительности. Но Олтмен к постановкекартины подошел со всей серьезностью.История о том, как снимали картину - сюжетдля отдельного фильма. Создатели "ГосфордПарка" пригласили большое количествоконсультантов - английских старичков истарушек, в свое время служивших в подобныхдомах, - и для фильма очень аккуратно и точновыверяли абсолютно все: жесты, фразы,антураж, посуду, одежду и так далее. Крометого, "Госфорд Парк" - фактическианглийский фильм. Олтмен пригласил толькодвух американских актеров (которые и игралиамериканцев, причем Боб Балабан,изображающий продюсера Уэйссмана, такжеявляется соавтором сценария), нопрактически все остальные актеры -англичане. Ну и, кроме того, снималаськартина в Англии. Поэтому достоверность -потрясающая.

Но! Вовсе не достоверностьсоставляет основную прелесть этого фильма.Олтмен великолепно умеет исследовать ипоказывать всевозможные тонкостивзаимоотношений людей различныхсоциальных слоев и категорий. "ГосфордПарк" с этой точки зрения - просто шедевр!Английская аристократия: вырождающаяся;богатая и высокомерная; высокомерная ибедная; новая аристократия, попавшая ввысший свет благодаря каким-то заслугам;новая аристократия, попавшая в высший светблагодаря браку. Кипящий котел, террариумзадушевных врагов, который, тем не менее,снаружи выглядит как довольно милаякомпания. Обслуга: профессионалы экстра-класса,эдакие "бэрриморы"; новая обслуга,которая уже не настолько трепетноотносится к своему занятию, как профи;незаконнорожденные изгои, вынужденныесуществовать не в своем классе, не принятыепри этом в обществе и чужие среди лакеев. Вобщем, довольно большой спектр различныхсоциальных слоев и расслоений.

Олтмен ухитряется в одном фильмепоказать несколько десятков характеров,завязать несколько сюжетных ниточек,каждая из которых могла бы послужитьотдельному фильму, причем все этоскрещивается в водовороте хоть иразмеренных, но весьма интересных событий.Однако Олтмен - это вовсе не заторможенный впространстве и времени Гай Ритчи дляэстетов. Просто у Олтмена не экшн. Ему ненужно закручивать тугую пружину изхарактеров и разветвлений сюжета, чтобыпотом раскрутить ее так, чтобы у зрителейсорвало крышу от восторга и перенасыщения.Олтмен любит исследовать. Аккуратно,скрупулезно и со вкусом. Зато от его глазане укроется ничто - ни одна значащая деталь.

Кроме всей мешанины характеров ивзаимоотношений в картине в какой-то моментдаже появляется детективная составляющая,хотя убийство после примерно часа двадцатиот начала фильма - это совершенно не типичнодля детективов. Но это и не детектив. И ужтем более - не комедия. Честно говоря, японятия не имею, с какой стати этот фильм вбазах относят к комедиям. Или это чья-тонеудачная шутка, или я какой-то не тот фильмсмотрел. Сатира - да, сколько угодно. Носатиру называть комедией - так же глупо, кактрагикомедию именовать драмой. "ГосфордПарк" - это драма. Даже детективная драма,потому что последняя треть фильма проходитпод эгидой детективного расследования. Носуть там не в детективе. Суть вовзаимоотношениях персонажей.

Актеры для фильма подобраныбесподобно и играют бесподобно. Вряд лиимеет смысл перечислять каждую роль, потомучто все они по-своему хороши. Впрочем, естьособенно заметные роли, которые простонельзя не упомянуть. Во-первых, этоблистательная Мэгги Смит, сыгравшаяграфиню Трентамскую. Та самая старая, но ужеобедневшая аристократия. Классическиеповадки, презрительный взгляд, весьмазабавная манера общения со своей служанкой(высокомерие вместе с готовностьюпосплетничать на довольно интимные темы), адальше диалоги, диалоги и диалоги -восхитительные. Настоящий стиль инастоящий класс. Ею и восхищаешься, и презираешь эту напыщеннуюграфиню, и слегка жалеешь - потому что ихвремя ушло. Практически ушло.

Во-вторых, Майкл Гэмбон,сыгравший сэра Уильяма. Старый, но ещекрепкий английский сэр. Со всеми присущимианглийскому сэру добродетелями - они жепороки. Властный, твердолобый, упрямый.Конечно же, негодяй. Конечно же, наказан,даже с оттенком некоей морали - когда-нибудьприходится расплачиваться за грехи юности.Впрочем, с морализаторством Олтмен неперегибает. Сэра Уильяма могли и ненаказать. Ничего бы не изменилось. Простоего смерть создала определенный оживляж ивывела на сцену... Великолепного СтивенаФрая, играющего в этом фильме инспектораТомпсона. Да-да, Стивен Фрай здесь вовсе неДживз - "Indeed, sir". Стивен Фрай - инспектор.Из простонародья. Однако он понимает, вкаком обществе он находится и как деликатнаего задача. Фрай великолепен, как всегда.Его Томпсон - очень забавен и даже комичен. О!теперь я понял, почему "Госфорд Парк"вдруг назвали "комедией". Это из-заФрая! Только из-за него!

В-третьих... Впрочем, не имеет смысла характеризовать всех актеров. Их там слишком много. И все играют замечательно. Остановлюсь только на голливудском актере Райане Филлиппе ("звезда" фильма "Жестокие игры" и по совместительству - муж очень известной актрисы Риз Уизерспун). Он довольно хорошо сыграл - Леонардо Ди Каприо. Просто один в один. Очень похож. Правда, на мой взгляд, сам Ди Каприо в этой роли выглядел бы лучше. Менее претенциозно и более тонко. Райан Филлипп, играющий американского актера (вынужденная тавтология) - сноба и педераста - чуть более искусственен, чем необходимо. И в этом он проигрывает остальным актерам. Точнее, на их фоне это просто достаточно хорошо заметно...

Кстати, отзывы на этот фильм -очень и очень разные. Впрочем, как и надругие картины Олтмена. Одни его считаютзанудным морализатором. Другие уверяют, чтовсе это смертная тоска, и что Олтменунаплевать на зрителя, потому что ему важенсам процесс съемки. Третьи заявляют, чтоОлтмен зарывается в деталях и частностях,которые абсолютно неинтересны зрителю. Ну ачетвертые... Четвертые от его фильмовпребывают в таком же восторге, как и я.

Мне приходилось слышать, что "ГосфордПарк", дескать, очень напоминает фильмы,поставленные по Агате Кристи. Я возмущентаким определением. Это все равно чтосравнивать Толкиена с Джоан Роулинг. Нельзясравнивать принципиально разные вещи. "ГосфордПарк" - это вам не какой-нибудь детектив.Это срез эпохи, сделанный мастером своегодела. Практически впервые - в такой форме -подробно и со всеми деталями показанывзаимоотношения не только в верхнем словеанглийского общества, но и среди их слуг.Причем это все демонстрируется совершеннопараллельно - верх и низ. И в этойпараллельности - самый сок. Потому чтовидишь, насколько низ и верх являютсяфактически слепком друг с друга. Лакеи тожеделят друг друга на тех, кто рожден лакеем -то есть, является высшим обществом, - и нерожден лакеем. Они тоже кичатся своимиманерами, приверженностью традициям. Онитак же свысока смотрят на всяких выскочек,чьи родители не были мажордомами илиповарами в графских домах. Они точно такиеже, как и их хозяева. Законы сословия - пустьдаже лакейского - для них священны.

С другой стороны, и это Олтментакже очень четко подмечает, лакеи все-такиотличаются от своих хозяев. В мелочах.Например, когда знаменитый актер АйворНовелло - принимаемый, но презираемый этимвысшим светом, - начинает играть на рояле ипеть, высший свет делает вид, что совершенноне слушает этого знаменитого парня без родубез племени. Зато прислуга - все, как один -толпится за дверями, вслушиваясь вбожественные звуки песен Новелло. Они все-такине из высшего общества. Им не зазорнопродемонстрировать, что Новелло поетвеликолепно...

Ладно, пора резюмировать. Олтмен,на мой взгляд, достиг определенной вершиныв своем творчестве. Тут и прекраснаяпостановка, и тончайшие психологическиенюансы, и великолепная игра актеров, исовершенно потрясающее и точноевоссоздание эпохи. Даже небольшаядетективная составляющая ближе к концуфильма не превращает "Госфорд Парк" вдетектив или комедию. Это блестящаясоциальная драма, снятая настоящиммастером.

Я в восторге. Однако большинствоиз вас, вероятно, найдет фильм скучноватымили неинтересным. Но я вовсе не собираюсьпротивопоставлять себя и вас, дорогиечитатели. Просто Олтмен не всем нравится.Это не зависит от наличия ума как такового.Это зависит исключительно от склада ума.



Поиск по названию