С.О.С.

За 30 лет до этой норвежской ленты, полностью снятой в Италии и на итальянском языке, была создана очередная «пикантная комедия» Дино Ризи, которая называлась весьма страстно — «Терзай меня, терзай, но только досыта лобзай». И в ней играл знаменитый итальянский трагикомик Уго Тоньяцци, являвшийся… внебрачным отцом Томаса Робсама, постановщика картины «СОС», где, между прочим, главную роль исполнил Джанмарко Тоньяцци — сводный брат Робсама. Но и без знания этих биографических фактов данный фильм может показаться типичным, скорее, для Италии конца 60-х годов, нежели для Норвегии конца 90-х. Поскольку снят как будто в ситуации «сексуальной революции» тридцатилетней давности и не без своеобразной романтизации той эпохи, когда открытие сферы наслаждений поколением «детей цветов» одновременно сопровождалось поиском «идеальной любви». All You Need Is Love, как было спето группой «Битлз».Римлянин Анджело — настоящий Дон Жуан, одержимый страстью к женщинам любого типа и возраста, с которыми он готов знакомиться где угодно. И вдобавок запечатлевает моменты своего триумфа на фотоснимках или видеоплёнке, ведёт дневник, тщательно отмечая достоинства встреченных женщин и места свиданий. Но однажды на пути Анджело оказалась Альба, ставшая его «последним завоеванием». Она приковывает Анджело наручниками к кровати, а потом сажает ещё и на цепь, чтобы никуда не выпускать своего любовника, привыкшего бездумно порхать по жизни, не задерживаясь нигде и ни с кем. Нетрудно догадаться, что принудительное заключение станет для него «осознанной необходимостью» (совсем по Спинозе), а столь желанная свобода примет форму «священных уз брака», которые подкреплены для пущей верности «стальными браслетами».Судя по сюжету, наверно, следовало бы сравнивать «СОС» с лентой «Свяжи меня!» испанца Педро Альмодовара, появившейся десятилетием ранее. Или можно было бы обозвать норвежскую картину как «Поговори с ним», перефразируя название «Поговори с ней», другой работы того же Альмодовара. Наконец, надо вспомнить и о том, что прокатная компания «Камер-Тон-Фильм-Русь» прежде выпустила на российский экран финскую ленту «Неприкаянный» о похожем герое, прыгающем из постели в постель, пока и для него не пришла пора задуматься о «суете сует».Тем не менее, «СОС» неуловимо отсылает именно к «бурным шестидесятым», когда понятия личной и общественной свободы, в том числе — в области секса, были тесно сплетены, словно неудержимые любовники. И оказавшись большую часть действия замкнутыми среди стен квартиры, двое любящих и мучающих друг друга героев (чем не «Последнее танго в Риме»?!) по-своему выражают время, в котором живут. Хотя для современных зрителей они покажутся далеко зашедшими «искателями Абсолюта» (разумеется, не водки с таким же названием!), людьми немножко не от мира сего.Любопытно, что в норвежской газете Natt & Dag (то есть «Ночь и день» — как двое неразлучных влюблённых!) журналист Бьёрн Габриэльсен предупреждал: «Если «СОС» не получит «Аманду» в следующем году, то членов жюри следует привязать к кроватям». К счастью, всё обошлось счастливым образом, как и в фильме.2000


Поиск по названию