Ребята с улицы

Этот популярный фильм 1991 года, собравший в прокате США почти в девять раз больше, нежели он стоил, начинается с сухой, констатирующей голые факты полицейской сводки: «Каждый двадцать первый чернокожий американец будет убит», а заканчивается страстным призывом: «Сохраняйте мир». Преступность среди афроамериканцев приводит к тому, что люди чёрного цвета кожи яростно и бездумно уничтожают друг друга в перестрелках или потасовках на улицах и задворках различных городов США, гибнут от наркотиков, умирают от СПИДа. Всё это провоцирует по-прежнему враждебно или консервативно настроенное белое население на презрительное отношение к чернокожим — якобы они неспособны жить цивилизованно, по человеческим нормам, и будто вовсе предрасположены к насилию и животному существованию.Подобная реакция, в свою очередь, вызывает гнев у радикально мыслящих представителей чёрного движения, их идейных и стихийных сторонников, а также в среде обычных афроамериканцев. Каждый случай внешне необъективного, вроде бы пристрастного со стороны белых, осуждающего взгляда на поступки «чёрных братьев» будоражит обстановку, создаёт напряжение в обществе, где до поры до времени сохраняется мир как неустойчивое равновесие, пока оно не нарушается в результате неудержимого бунта, подобного тому, что произошёл в мае 1992 года в Лос-Анджелесе, а потом эхом откликнулся и в других местах США. Даже сочувствовавшие своим сородичам известные чёрные деятели кино, включая юного дебютанта Джона Синглтона, выступили с резкой критикой неконтролируемых действий толпы.Его лента «Ребята с улицы», будучи ярким и талантливым описанием нравов лос-анджелесских кварталов афроамериканцев, не только убедительно рисует в каком-то смысле тупиковое положение тех, кто родился и вырос на этих улицах, посреди грязи, преступлений, постоянного унижения — причём из-за безрассудных «братьев», порой и в буквальном значении слова. Ведь одарённый Рикки, который мог бы стать выдающимся спортсменом, закончить престижный колледж, обеспечить молодую жену и ребёнка, гибнет хоть и случайно, но, в общем-то, из-за никчёмного брата Дагбоя, который тоже пал через две недели в результате разыгравшегося между бандами кровавого соперничества. А душевно тонкий, неординарный парень Тре Стайлс лишь в последнюю секунду удержался от слепой мести за глупую смерть своего друга Рикки, прислушавшись не столько к отцовской проповеди непротивления, сколько к собственному голосу разума, интуитивно поступив так, как надо. Крылатая фраза «делай, как надо» (или «поступай правильно»), которая была вынесена популярным чернокожим режиссёром Спайком Ли в заглавие своего, пожалуй, лучшего фильма, ведь может пониматься совсем произвольно — как душа пожелает.А первая работа всего лишь 23-летнего Джона Синглтона, по сути, предсказав лос-анджелесские волнения 1992 года, обладает привлекательностью и специфическим юмором «Домашней вечеринки» Реджиналда Хадлина, жёсткостью анализа «дна жизни» и суровым реализмом «Нью-Джек Сити» Марио Ван Пибблза, но в отличие от более стилистически изощрённых лент Спайка Ли, просто и по-житейски, вообще незатейливо позволяет лучше понять и пережить обыкновенные человеческие драмы, надежды и утраты «ребят с улицы». Они похожи, несмотря на свой цвет кожи, на миллионы сверстников на земном шаре, в том числе — и в нашей странной стране, для которой она актуальна в неменьшей (если теперь не в большей) степени. «Сохраняйте мир» — доброе обращение и к нам, кто ранее гордился вечным и нерушимым интернационализмом братских народов, а ныне готов, даже в нетерпении жаждет гражданскую войну всех со всеми уже независимо от бледнолицости и доли русской крови.Разумеется, вопреки успеху у публики, картина «Ребята с улицы» не остановила громил и мародёров в солнечной Калифорнии в 1992 году. Наивно было бы ждать от искусства благотворного влияния на умы соотечественников (точно так же заблуждаются те, кто обвиняет во всех грехах общества якобы дурно воздействующие произведения культуры). Но, во всяком случае, Синглтон, который, несмотря на юный возраст, выдвигался на получение премий «Оскар» в престижных категориях за лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий (к сожалению, остался без наград), поставил честный диагноз, взглянув на болезнь как бы изнутри, предложил разумную альтернативу бесконечному и ничего не решающему самоистреблению.1992


Поиск по названию