Пола Х

Уже в фильме «Любовники с Понт-Нёф» (1991), который снимался в течение трёх лет и стал одним из самых дорогостоящих во французском кино, отчасти проявилась искусственность, худосочность, а главное — аморфность и растерянность автора, молодого и сразу же триумфально принятого режиссёра Леоса Каракса («Парень встретил девушку», «Дурная кровь»). А его следующая работа вышла только через 8 лет и произвела ещё более стойкое впечатление абсолютной потерянности Каракса, его художественного и личного аутизма — стремления хоть где-то и когда-нибудь затеряться, перестать вообще осознавать других людей и самого себя.Не случайно, что внешне загадочным представляется название ленты (на самом-то деле, «Пола» — аббревиатура французского перевода романа Германа Мелвилла «Пьер, или Двусмысленности», а Х — как знак чего-то таинственного; по другой же версии, просто было десять вариантов сценария, и один из них носил более программный заголовок «Потерянное присутствие»). Можно подумать, что 38-летний постановщик как будто хотел исчезнуть из этого мира незаметно и навсегда — и очередное своё произведение (каждый раз — словно самое последнее, после чего уж точно ничего не будет) упрямо пытался превратить в столь же ускользающее от понимания, избавляющееся от логики и действия, желающее постепенно лишиться предметности и даже улетучиться, подобно невидимому газу.Уже по поводу «Любовников с Понт-Нёф» некоторые критики высказывали экстремально-экстравагантные пожелания, что было бы куда эстетичнее и шедевральнее, если бы данный проект так и остался недореализованным. А то якобы получилось в итоге, что «гора родила мышь». Но если у англичанина Питера Гринауэя каждая его новая картина мечтала бы стать частью, а не целым, то у Леоса Каракса идея творческой и физической аннигиляции (простое самоубийство всё-таки банально, хотя героиня «Полы Х» в финале бросается в отчаянии под машину) приводит к медленному, однако настойчивому умерщвлению плоти и духа его персонажей.Прежде всего, создаётся впечатление, что Каракс стремится к изничтожению кинематографа как такового. Знаменательно, что потом он опять надолго замолчал, и только сейчас вроде как заканчивает одну из новелл в международном кинотриптихе «Токио». А рецензию на пока что последний фильм этого очень талантливого, но исступлённо низводящего (или изводящего) себя режиссёра хочется назвать так: «Пола родила Х».1995/2007


Поиск по названию