Голубая бездна / Le Grand Bleu

Романтическая драма "Голубаябездна" (Le Grand Bleu).
Режиссер - Люк Бессон. В ролях - Жан Рено,Жан-Марк Барр, Розанна Аркетт. Франция. 1988.

Это мой самый любимый фильм Люка Бессона. Кстати, меня нельзя отнести к фанатикам его творчества ("Леон" и "Пятый элемент" мне с первого просмотра не понравились, "Подземку" я еще не посмотрел, "Такси" - симпатичный фильм, но там, насколько я помню, Бессон не режиссер, а автор сценария), но за этот фильм я ему готов простить сотню пятых алиментов. Просто в фильме настолько видно, что эта тема трогает самого Бессона до глубины души, поэтому картина довольно сильно отличается от большинства его других работ.

Знаете, как бывает... Вот сидите выв компании с каким-то человеком, выпиваете,болтаете о том, о сем. Мужик вамрассказывает анекдоты и какие-то истории изжизни, причем рассказывает довольно тусклои неинтересно. Вы уже почти заснули, каквдруг, вяло подбадривая его наводящимивопросами, задеваете какую-то тему, котораядля мужика является чем-то совершенноособенным. Это может быть собирание марок,ремонтирование автомобилей, соблазнениедевушек или коллекционирование джазовыхпластинок. И что тут происходит с мужиком!Глаза горят, водка давно забыта, он взахлебначинает рассказывать, причем так, что тебетоже хочется немедленно собирать марки,промывать карбюраторы, соблазнять девушекпачками или охотиться за редчайшейпластинкой Каунта Бейси.

Вот так и Бессон. Он с детствабредил морем, подводным плаванием идельфинами. Причем бредил настолько, чтособирался всю свою жизнь посвятить этомузанятию. Говорят, этому помешал несчастныйслучай, который случился с Бессоном в 17 лет,поэтому океан потерял фанатичногоокеанографа, а мир приобрел очень яркого италантливого режиссера.

Благодаря тому, что Бессонрассказывает о своих самых заветных мечтах,фильм получился очень искренний и глубокий,несмотря на довольно простенький сюжет, окотором мы сейчас и поговорим.

Где-то на берегу Средиземногоморя живут два мальчика - Жак Майоль (вовзрослом варианте его играет Жан-Марк Барр)и Энцо Молинари (во взрослом варианте егоиграет Жан Рено). Оба они - страстныеныряльщики и бредят морем (кстати, Бессонсовершенно потрясающе подобрал актеров нароли главных героев в молодости). Онисоперничают друг с другом, потому что обасчитаются лучшими ныряльщиками напобережье среди молодежи, но каждый из ниххочет стать самым лучшим. Внезапно у Жакаслучается несчастье - под водой погибаетего отец из-за неисправности самодельногоустройства для ныряния, после чего путиЖака и Энцо расходятся.

Проходит много лет. Энцостановится чемпионом мира по глубинномупогружению без акваланга, но самая заветнаяего мечта - соревноваться с Жаком, которыйработает водолазом где-то на высокогорныхплато Перу. Энцо присылает Жаку приглашениена очередной чемпионат мира, Жаксоглашается и принимает участие всоревновании.

Жак и Энцо - совершенно разныелюди. Энцо - классический итальянец:громогласный, шумный, крикливый,эмоциональный и добродушный. Он обожаетзастолье с выпивкой и трогательно боитсясвою мамочку, которая убьет его, если узнает,что Энцо поимел наглость есть макароны немаминого приготовления. Энцо обожает море,но оно для него - способ доказать всему миру,что он - Энцо - лучше всех остальных. Он -чемпион мира! И только один факт не даетЭнцо покоя - сознание того, что Жак его можетобставить. Что Жак ныряет лучше, чем он. Ночувство соперничества трогательносочетается в Энцо с искренней любовью изаботой по отношению к Жаку.

Жак - совсем другой. Это человек,для которого море - не увлечение, не способкак-то выделиться среди других, а сама жизнь.Он бредит морем, он не может жить без моря.Самые большие друзья у него - дельфины, скоторыми он умеет общаться и понимает их.При этом Жака совершенно не интересуют "земные"радости - женщины, выпивка с застольем, идаже на это соревнование он приехал толькопо просьбе Энцо. Ему совершенно не важно -победит он в этих соревнованиях или нет. Иименно поэтому он должен победить. Потомучто там внизу - его родная стихия.

Еще во время своей работы навысокогорье Жак познакомился с молодойамериканкой Джоанной (очень удачная рольРозанны Аркетт), которую оченьзаинтересовал молодой Майоль. Причемзаинтересовал как в научном, так и вэмоциональном плане. Джоанна была простозаворожена Жаком, его увлеченностью морем,его явной отстраненностью от всего земного.Он ей кажется таким загадочным... А Жакуприятно внимание молодой американки,которой он может рассказать о своих друзьях- дельфинах, о красоте морских глубин.

Между тем, идиллия долго длитьсяне может. Энцо и Жак слишком серьезныесоперники, чтобы все эти соревнованиязакончились благополучно. С каждым этапомони уходят все глубже и глубже в голубуюбездну, вплотную подходя к тем глубинам,справиться с которыми человеческийорганизм не в состоянии. Но даже понимая,что это все становится смертельно опасным,они не могут остановиться. Энцо - потому чтоон должен быть первым. Жак - потому чтобездна манит его и зовет к себе. Ради моря исвоих друзей дельфинов он готов забыть обовсем: о земных заботах, о работе, о Джоан,которая ждет от него ребенка.

Фильм очень красив и разнопланов.Но главное - очень искренний. Поэтомутрогает даже закоренелых циников, типа меня.Нельзя сказать, что я уж совсем не люблюморе... Люблю, но не изнутри, как Бессон, а где-тоснаружи. То есть я люблю сидеть на берегу скружечкой пива, посматривать на сверкающуюводяную гладь, изредка прорезаемуюзагорелыми девичьими телами, любоватьсядельфинами, резвящимися где-то вдали (тольконе близко к берегу, а то я боюсь, что брызгипопадут в пивную кружку)... Но послепросмотра этого фильма даже мне захотелосьнырнуть туда, в глубину, взглянуть в глазадельфинам и понять нечто такое, что понялБессон, и о чем он попытался рассказать вэтом фильме.

Жан Рено в роли Энцо - это что-тоневероятное! Я вообще очень люблю этогоактера, но Энцо - это, на мой взгляд, самаялучшая его роль. Жан-Марк Барр тоже хорош. Незнаю, любит ли он в действительности моретак, как это выглядит в фильме, но он оченьубедителен. Кстати, в действительности ЖакМайоль - это знаменитый ныряльщик, который,к тому же, является консультантом фильма. Нокартина, насколько я понимаю, не о нем, а оБессоне. Точнее, о мечтах Бессона.

В фильме все оченьсбалансировано: драма, комедия, психологияи романтика. Отдельные эпизоды с Энцо, егоавтомобилем и его мамочкой - сделали бычесть любой комедии.

В Голливуде (кстати, это былпервый фильм Бессона, который снят наанглийском), говорят, "Голубая бездна"провалился и получил разгромную критику.Американцам фильм не понравился. Оно ипонятно, ведь из глубины не выплыло никакоезубастое чудовище и не стало жрать всехподряд. Да и как-то тяжко воспринимаетсякартина без присутствия в ней Брюса Уиллисас его знаменитыми двумя выражениями лица.Впрочем, позже Бессон исправился, поэтому в"Леоне" Рено уже мочит всех подряд, а в"Пятом элементе" появляется искомыйБрюс Уиллис, так что Америка Бессонаприняла, как родного. А "Голубая бездна"..."Голубая бездна" для американцевосталась первым уродцем Бессона, а для меня- одним из самых моих любимых фильмов,который я пересматриваю снова и снова.После "Голубой бездны" я Бессону готовпростить даже Брюса Уиллиса.

Кстати, очень рекомендуюпосмотреть его на большом экране, чтобы вполной мере насладиться превосходнымиморскими кадрами и чудесной музыкой ЭрикаСерра (кстати, в 1988 году фильм получилфранцузскую награду "Сезар" именно замузыку). Кроме того, этот фильм нельзясмотреть в домашней обстановке, когданеожиданно может зазвонить телефон илипоявится теща, которая потребует вырубитьвидак, потому что ей срочно нужно смотретьочередной сериал. Эту картину нужносмотреть в спокойствии и комфорте. Чтобыничто не отвлекало от этого чудесного,немного наивного, но трогательного и оченьискреннего фильма.


Этот фильм на:

IMDB (американскаяинтернетовская база видеофильмов)
Сайте"Видеогид"
Сайте"John Silver Personal Video"



Поиск по названию