Отбросы общества

Один из документальных фильмов, снятых британским режиссёром Кеном Лоучем, назывался «На чьей ты стороне». Он же сам, работая несколько десятилетий на телевидении и в кино, прочно занял позицию исследователя жизни и судеб так называемых «простых людей» или вообще отверженных, считаемых «отбросами общества». Но Лоуч — не обычный бытописатель, певец производственной темы или бед и тревог безработного, бездомного, никудышного люда. Сквозь пресловутый сор и хлам, в запустении улиц, в убогости временных пристанищ начинает прорастать, благодаря внимательному отбору живых деталей, натуральных словечек и жестов, естественных «взглядов и улыбок» (если воспользоваться заголовком одной из его картин), скромный и потаённый лирический мотив. Грустная поэзия повседневности порой окрашивается юмористическими, забавными нотками в поведении героев, которые, несмотря на общую «потерянность», не утрачивают природного вкуса к жизни, не склонны отказываться от «маленьких радостей» и здорового оптимизма.Лента «Отбросы общества», неожиданно для многих получившая «Феликс» за лучший европейский фильм 1991 года, типична для творчества Кена Лоуча и имеет все характерные для него достоинства и отдельные недостатки. Кстати, этому постановщику, конечно, не жалуемому в коммерческом прокате, грех пожаловаться, в свою очередь, на отсутствие признания в кинематографической среде — он не раз удостаивался призов на престижных фестивалях, доброжелательно оценивался критиками. Английский киномастер продолжает упорно отстаивать прежние традиции «свободного кино» и «поколения рассерженных», сочетая реализм, явно выраженную политическую ангажированность (иногда чересчур декларативную) с воспеванием «потока жизни», обнаруживая внутреннюю поэтичность, первозданную привлекательность, неистребимую многокрасочность быта.Пунктирно намеченный сюжет — молодой парень Стив, выйдя из тюрьмы, устраивается на стройку, общается с такими же бесхитростными работягами, завязывает любовные отношения с чуть странной девушкой Сьюзен, которая мечтала стать певицей, а в результате пристрастилась к наркотикам — обрывается внезапно, обрубается резко, со всего размаха. Стив стремительно расстаётся со Сьюзен и столь же поспешно мстит прорабу за случайную гибель одного из строителей, готовя взрыв и пожар ремонтируемого дома. С любовью и подчас с иронией выписанные контакты этих никчёмных (с точки зрения богатых и элиты), довольно душевных и незлобивых людей решительно меняются на нервные, обострённые, по сути — анархистско-экстремистские поступки, как только персонажи доходят до некоего рубежа, за которым, грубо говоря, находится чуждая им жизнь.Трудно не посочувствовать устремлениям Кена Лоуча, который возвеличивает на экране будни и редкие праздники тех, кто часто не по своей воле выброшен из благополучного общества, не может подняться вверх по ступенькам социальной лестницы, вынужден с трудом сводить концы с концами. Он считает этих героев своими и старается представить зрителям порой не без успеха нашими. Но в какой-то момент в пылу защиты интересов «униженных и оскорблённых» всё-таки теряет верный ориентир, форсируя столкновение «наших» с «вашими», заставляя пойти открытой войной против других, виновных в нищете и притеснении. Вот здесь останавливаешься в некотором сомнении перед невидимой границей, не желая оказаться на стороне тех, кто избрал активное неприятие, тайную мстительность и насилие единственными аргументами.1991


Поиск по названию