Осада

Когда весной 1999 года на российские киноэкраны был выпущен прокатной фирмой «Гемини» американский фильм «Осада», он неожиданно оказался неплохим аргументом в надуманной склоке вокруг «Армагеддона», спровоцированной в Госдуме. Ещё в январе 1999-го на НТВ показали передачу из цикла «Суд идёт», где в частично игровой (и даже временами игривой!) форме был затронут вопрос: так ли уж оскорбителен для нас и опасен для государства образ непутёвого русского космонавта, подобного другим выходцам из России, кого по-прежнему изображает Голливуд в качестве врагов?! И в этом инсценированном на телеэкране судебном заседании осмелился принять участие со стороны ответчика лишь представитель «Гемини», немец Михаэль Шлихт. Он терпеливо пытался объяснить и истцу, бывшему кагэбэшнику, и некоторым особо рьяным свидетелям обвинения (например, руководителю пресс-службы МВД России): кино — это не то же самое, что и реальная действительность. Может, не всегда следует обижаться на американских кинематографистов, когда они после окончания эпохи «холодной войны» и крушения социалистического лагеря, честно перебрав иных противников, опять вернулись в очень популярных кинобаталиях к русским соперникам, подразумевая, что те наиболее достойны уважения с их стороны.А вот «Осада» не вызвала особого энтузиазма у заокеанской публики, зато лучше прошла в мировом прокате. Картина появилась в кинотеатрах США 6 ноября 1998 года после довольно оживлённых дискуссий относительно показа арабских террористов на экране и возможности их ответных неадекватных действий уже в отместку за это. В частности, премьере ленты предшествовали взрывы в американских посольствах в Африке, а также теракт в южноафриканском филиале сети ресторанов «Планета Голливуд», одним из совладельцев которых как раз был Брюс Уиллис, сыгравший жёсткого армейского генерала в «Осаде».Можно предположить, что американцев задело не очень-то выигрышное представление деятельности ЦРУ и его агентов, которые, по сути, сами на свою голову подготовили политических диверсантов из числа арабов. Сначала намеревались с их помощью свергнуть режим Саддама Хуссейна, а потом резко передумали, в результате чего брошенные «воспитанники» обратили оружие против тех, кто их же обучал международному терроризму. Однако в выпущенном в Америке всего через две недели «Враге государства» тоже нет большой любви по отношению к ЦРУ и его провокационным действиям, а фильм собрал в прокате почти втрое больше.Значит, дело вовсе не в том, кто представлен на экране в роли врага — ирландец или колумбиец, русский или араб. Казалось бы, на патриотически-милитаристской волне после «войны в заливе» и бомбовых ударов по Ираку (вот, кстати, пример истинного неуважения противника: его походя уничтожают, даже не объявляя войны) в США просто обязаны были воспылать ненавистью ко всем арабам. И должны были в какой-то степени одобрить пока что фантастический допуск в «Осаде» по поводу введения военного положения в Нью-Йорке и массовых репрессий относительно лиц арабского происхождения. Хотя в этой картине абсолютно политкорректно именно два эфбээровца (афроамериканец в исполнении привлекательного Дензела Вашингтона и ассимилировавшийся араб, сыгранный Тони Шэлубом) в итоге наводят полный порядок в городе, арестовывая уже упомянутого зарвавшегося вояку, которого воплотил с отрицательным обаянием Брюс Уиллис (зря его обидели, дав приз «Золотая малина» сразу за три роли в 1998 году). Но отнюдь не это срабатывает в случае большого коммерческого успеха. Разумеется, и художественный уровень тут не при чём — вряд ли «Осада» хуже других образчиков боевиков по-голливудски. Куда важнее то, что по американским жизненным и кинематографическим законам отдельный индивид (а ещё лучше — отъявленный индивидуалист, пусть и выглядящий «человеком вне закона» и вообще «бандитом с большой дороги») должен побеждать в лихом поединке с каким-либо врагом, персонифицированным тоже в конкретном человеке или выступающим от некой организации. Этим смелым и порой безрассудным героем может быть и президент США («Самолёт президента»), и подставленный агент спецслужб («Миссия невыполнима», «Святой»), и несправедливо обвинённый в преступлениях («Беглец», «Враг государства»). А среди группы удалых янки в космосе («Армагеддон») почему бы не оказаться разбитному малому по фамилии Андропов, который, в конце концов, всех спасает, вдарив по какому-то рубильнику, словно доказывая, что «добро должно быть с кулаками».И только присущий кое-кому из нас непреодолимый комплекс неполноценности мешает воспринять с юмором и отстранённо столь условный образ «космонавта в ушанке» или очередного маниакального русского генерала, продающего боеголовки с атомных ракет. Как раз «Осаде» не хватает кинематографической наивности и вообще намеренной глупости (будто в сказках и комиксах), чтобы стать увлекательным зрелищем для миллионов. Лента слишком серьёзна и старается быть натужно правильной во всех отношениях.В результате чего даже российские зрители покидают просмотр «Осады» в состоянии напрасного раздражения по поводу того, как же неубедительно жители Нью-Йорка начинают протестовать против неконституционного введения войск и антигуманного притеснения арабов. Нам-то, пережившим долгие и беспомощные войны в Афганистане и Чечне, угрозу повальных «зачисток» в ответ на похожие террористические выпады со стороны «бойцов ислама», следовало бы больше, чем американцам, опасаться, что бесконтрольный террор будет развязан не к западу, а к северу от Ближнего и Среднего Востока. Поскольку Запад всё же остаётся Дальним, а мы ближе прочих к фанатичным сторонникам джихада.Написано это было сразу после выхода фильма Эдварда Звика в нашем прокате, а спустя два года с небольшим в Америке случилось 11 сентября, когда две башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке стали мишенями для самолётов, захваченных террористами. И появился могущественный враг — Усама бен Ладен, до сих пор скрывающийся где-то в горных пещерах Афганистана. Если он, конечно, существует и действительно причастен к вышеназванным атакам, а не является плодом материализации устрашающих мифологем, которые рождаются в Голливуде (как в «Осаде», оказавшейся поневоле пророческой), ЦРУ или Пентагоне.1999/2006


Поиск по названию