Окончательный анализ

Этот фильм Фила Джоану создан в особо модном на рубеже 80—90-х годов жанре мелодраматического триллера, где страстные любовные истории должны были непременно развёртываться на фоне тревожащих, воздействующих на нервы всевозможных криминальных событий. Или же всё могло быть наоборот: жестокие и пугающие триллеры сдабривались мелодраматической интонацией, что позволяло воспринимать с интересом данные картины ещё и тем зрителям, которым, в принципе, чужды насилие и страх на экране. Кроме того, семейно-интимные отношения героев предоставляли публике шанс лучше идентифицировать себя с ними, а вроде бы отвлечённую угрозу ощутить как вполне возможную в обычной житейской ситуации.Особенностью же данной ленты Джоану является ещё то, что её следовало бы отнести к реже встречающемуся поджанру психоаналитического триллера, у истоков которого стоял маэстро Альфред Хичкок со своими знаменитыми работами «Заворожённый», «Страх сцены», «Окно во двор» и «Головокружение». Режиссёр «Окончательного анализа», пожалуй, намеренно повторяет не только некоторые сюжетные ходы хичкоковских фильмов, но и буквально воспроизводит ряд его кинематографических композиций, например, в сцене на маяке, что должно напомнить об эпизоде на колокольне в «Головокружении». В свою очередь, психиатрические сеансы доктора Айзека Барра с двумя соблазнительными и в то же время кажущимися опасными сёстрами Хэзер и Дайаной перекликаются с соответствующими моментами из «Заворожённого» — впрочем, там психиатром была женщина. Кроме того, сценарист Уэсли Стрик сочинил новую версию «Мыса страха», и картина, поставленная в 1991 году Мартином Скорсезе, относится именно к психоаналитическим триллерам.Сознательно сложный и запутывающий сюжет (герои обманываются вместе со зрителями, излишне доверяя или, напротив, опрометчиво полагаясь на кого-либо) разрешается лишь в ударной финальной сцене, что как раз и держит аудиторию в состоянии напряжения. Является ли героиня Ким Бейсингер «роковой женщиной», из-за которой психиатр в исполнении Ричарда Гира оказался главным подозреваемым в убийстве её мужа, имеющего садистские наклонности? Так ли невинна и непорочна вторая сестра, которая как бы случайно проговаривается о мучающих её снах и комплексах? Кто в итоге выйдет победителем, а проще говоря — живым из этой загадочной игры в «кошки-мышки»?«Ледяная страсть» — более завлекательное название, которое получила лента в немецком и российском кинопрокате. Но заголовок «Окончательный анализ» всё-таки строже и точнее, потому что настоящая разгадка тайны ожидает нас в самых последних эпизодах изобретательно и виртуозно снятого фильма Фила Джоану, который почему-то не пользовался особым успехом в США и даже вызвал раздражение у критиков. В частности, он претендовал в трёх номинациях, включая главную, на позорную премию «Золотая малина».1993


Поиск по названию