Генри Фул / Henry Fool

Драма "Генри Фул" (Henry Fool).
Режиссер - Хэл Хартли. В ролях - Томас Джей Райан, Джеймс Урбаньяк, Паркер Поузи. США. 1997.

Саймон Грим (Джеймс Урбаньяк) - молодой парень, лет двадцати, который работает мусорщиком. Он робок, застенчив и... как бы это сказать... настолько погружен в собственные никому не понятные мысли, что окружающие считают его полным придурком. Тем более, что он совершенно не умеет связно выражать собственные мысли вслух.

Работа мусорщика - не самая приятная в мире, но Саймону, во-первых - надо кормить свою семью: мать, постоянно находящуюся в жуткой депрессии, и сестру Фэй (Паркер Поузи), которая немного сдвинута на сексуальной почве и не хочет работать, а во-вторых - при такой работе ему не приходится ни с кем общаться, так что хоть какую-то часть дня все его оставляют в покое.

И в это довольно беспросветное существование Саймона как гром среди ясного неба врывается некий Генри Фул (Томас Джей Райан) - неопределенного вида человек в приличном костюме, который снимает для жилья подвал в доме Саймона. Поначалу все в Генри приводит Саймона в восхищение. Потому что Генри - умен, уверен в себе, независим, высказывает очень оригинальные и парадоксальные суждения, а кроме того - пишет так называемую "Исповедь", которая после опубликования должна перевернуть взгляд человечества на этот мир. "Исповедь" пока еще не закончена, и Генри не разрешает Саймону с ней ознакомиться, но Саймон уверен, что эта рукопись - нечто выдающееся.

Генри заинтересовал закомплексованный мусорщик, и он стал проводить с ним довольно много времени, беседуя о том о сем. Как-то раз Генри, услышав в очередной раз, как Саймон с трудом пытается высказать свои мысли, предлагает Саймону попробовать изложить это все на бумаге. Саймон целую ночь сидит и пишет, а когда утром Генри берет почитать тетрадку Саймона, то приходит в шок: Саймон пишет великолепные, яркие стихи, которые никого не оставляют равнодушными. Кто-то от этих стихов приходит в полный восторг (прочитав их, дочь владельца китайского магазина запела, невероятно изумив своего отца), кто считает их порнографией и заявляет, что Саймона надо изолировать от общества...

Генри убеждает Саймона бросить работу мусорщика и посвятить всего себя литературе. Для этого Генри уже ухитрился где-то стащить компьютер, чтобы Саймону было на чем работать. Семья Саймона, разумеется, приходит просто в ужас, потому что стихоплюйство Саймона кажется им никчемным занятием, а уход его с работы означает то, что работать придется Фэй, чего она вовсе не желает. Разгораются всевозможные скандалы, Фэй даже ошпаривает Саймона кипятком, но ему уже все равно, что о нем говорят, как с ним поступают и вообще что происходит вокруг. Он уже пойман на крючок Творчества, он понял, что нашел потрясающий способ выражать свои мысли в стихах, которые никого не оставляют равнодушными, поэтому будет заниматься этим совершенно независимо от того, кто и что думает по этому поводу...

Первоначально Саймона отказываются печатать, причем его поэму даже не принимают в журнал, специализирующийся на творчестве всяких маргиналов, но слух о его стихах распространяется настолько быстро, что через непродолжительное время тот же издатель предлагает Саймону потрясающе выгодные условия опубликования его поэмы. И тут Саймон вспоминает о том, кому он обязан тем, кем он сейчас стал - о Генри Фуле. Саймон ставит условием напечатания своей поэмы - опубликование "Исповеди" Генри.

Однако редактор, прочитав эту "Исповедь", говорит, что подобную бредятину публиковать не будет никогда. Даже под угрозой того, что Саймон не даст опубликовать свою поэму, которую редактор просто жаждет напечатать. Да и сам Саймон, впервые прочитав рукопись, понимает, что за красивыми словами Генри о его якобы революционных откровениях, которые потрясут мир, стоит всего-навсего обыкновенные графоманские упражнения. Даже он, Саймон, который обязан Генри очень многим, не смог сказать об этой рукописи ни одного хорошего слова. И перед ним встает дилемма: или во имя сохранения иллюзий Генри отказаться публиковать свою поэму, или забыть о графоманстве Генри и пойти тем путем, на который Саймон встал, начав писать...

***

Хэл Хартли - так называемый независимый режиссер. Он снимает малобюджетные картины, которые не имеют коммерческого успеха, но вызывают восторг у интеллектуалов и критиков. Причем критики не скупятся на хвалебные эпитеты: "Глобальное, эпическое произведение...", "Перед нами великий Американский фильм..." и так далее.

При этом обычные зрители, воспитанные на голливудской жвачке, подобные картины вообще не смотрят, а в среде "интеллектуалов" (или, как написано в одной из критических статей, "манхэттенских интеллектуалов") такими картинами принято восхищаться.

Лично я не фанат голливудской жвачки, но и не живу на Манхэттене, поэтому расскажу вам о собственных впечатлениях от этой картины, не оглядываясь на реакцию ни тех, ни других.

Мне очень понравился сценарий (кстати, свою единственную награду - в Каннах - фильм получил именно за лучший сценарий). Вполне жизненный и даже узнаваемый сюжет, когда некий маргинал - откровенный болтун, хвастун и педофил (Генри Фул до появления перед Саймоном отсидел в тюрьме за изнасилование тринадцатилетней девочки) влияет на человека так, как никто другой - ни родственники, ни священник, ни какой-либо авторитет. Причем сам Генри, как выяснилось, ничего собой не представляет. Обычный бездельник с педофильскими наклонностями и неплохо подвешенным языком. Но он выступил катализатором, с помощью которого раскрылся потрясающий талант застенчивого и достаточно несчастного мусорщика. Быть может, не будь Генри, Саймон так и остался бы на всю жизнь мусорщиком, так и не обретя радости Творчества. Ему же именно это и было нужно - получить возможность высказать миру то, что он хочет и может сказать.

И очень интересно, как Саймон будет решать моральный вопрос, стоящий перед ним: сохранить у Генри его иллюзии, или лишить его их. Его - человека, без которого Саймон мог так и остаться презренным мусорщиком.

Надо сказать, что сюжет развивался именно так, как я и ожидал, но это для меня не явилось разочарованием, а наоборот - стало даже приятной неожиданностью. Потому что Саймон поступил именно так, как обычно люди и поступают в подобной ситуации. Но у него позже еще появилась возможность отблагодарить Генри, когда тот попал в беду.

В этом фильме играют очень хорошие актеры. Саймон (Джеймс Урбаньяк) - именно такой, каков он и должен быть: странноватого вида худощавый парень в очках, сковано двигающийся и с трудом выражающий свои мысли. Но за всем этим странным видом чувствуется какая-то скрытая сила - сила человека, внутри которого есть нечто, что не позволит ему стать шутом, потешающим публику, или пресмыкаться перед кем-то.

Прекрасно сыграна слегка помешанная на сексе сестра Саймона - Фэй (Паркер Поузи). Кстати, она - очень известная и популярная актриса, снимающаяся как раз у независимых режиссеров.

Генри Фул (Томас Джей Райан) заслуживает отдельного разговора. Сначала мне не понравилось, как сыграна эта роль. Но потом, уже по окончанию фильма, когда полностью стал понятен замысел режиссера и сценариста, я пришел к выводу, что Генри Фул именно таким и должен быть. Просто это крайне сложный персонаж. С одной стороны - бездельник, педофил, болтун и, в общем-то, придурок. С другой стороны - он способен своими разговорами пробуждать творческие чувства в других, а кроме того - действительно уверен, что написал прекрасную книгу. Очень непросто такому человеку сказать, что его книга - жуткое барахло. Ведь, в общем-то, эта иллюзия - единственное, что есть в его никчемной, пустой и полууголовной жизни.

Что мне не понравилось в этом фильме? Некоторые сцены и излишняя, на мой взгляд, натуралистичность тех или иных эпизодов. Лично я считаю, что такой подход свидетельствует скорее о неумении режиссера донести свою мысль более сдержанными средствами, поэтому он старается шокировать публику, но вполне возможно, что режиссер считает такие средства просто более выразительными.

Резюмирую. "Генри Фул" - очень непростое кино. Оно, безусловно, не понравится тем, кто привык к ненапряжным сюжетам и лубочным главным героям. Тем же, кого интересуют проблемы человеческих взаимоотношений, и кто любит сюжеты, очень приближающиеся к реальной жизни, - этот фильм должен понравиться.

Мне он, можно сказать, понравился. Причем не сразу, а, скорее, уже после того, как я его посмотрел. Во время просмотра меня несколько раздражал режиссерский стиль съемок, но, возможно, я к нему еще просто не привык, ведь "Генри Фул" - первый фильм Хартли, который я посмотрел, но уже понятно, что не последний.

Кстати, во всех каталогах этот фильм почему-то отнесен к разряду комедий. Может быть, у меня плохо с головой, но я его отнес к разряду драм. Чего уж там смешного - лично я понять не могу. К счастью, я вовсе не обязан следовать указаниям каталогов, поэтому определю жанр этого фильма так, как считаю сам.



Поиск по названию