Ни поездов, ни самолетов…

Даже в более привязанных к современности фильмах «Притворщики» и «Ни поездов, ни самолётов», новеллах «Зал ожидания» и «Бензоколонка» голландский режиссёр Йос Стеллинг предпочитает, как правило, на ограниченном «экранном пятачке» да ещё вдобавок щедро используя средние и крупные планы, развлекать себя и зрителей игрой с фактурой и цветом, в результате чего самое реальное становится немножко ирреальным. Лёгкое, незаметное смещение превращает любую драму с непременными комедийными обертонами — в некую иллюзию, выдуманную историю, фантазию, почти волшебную сказку.Словно избавившись от непосильного груза, Стеллинг после «Летучего Голландца» резко поменял тональность своего творчества, создавая вроде бы немудрёные, более рассчитанные на массового зрителя современные ленты. Хотя и раньше ему грех было жаловаться на невнимание публики, поскольку самые первые работы пользовались успехом в прокате Нидерландов, а наиболее заумные картины «Иллюзионист» и «Стрелочник» всё равно получали призы зрителей на различных фестивалях. Однако простота и доступность новелл «Зал ожидания» и «Бензоколонка» из цикла «Эротические истории», а также фильма «Ни поездов, ни самолётов» явно обманчивы.Уже сама склонность постановщика к названиям, начинающим звучать символически, как и ненавязчивое демонстрирование повсюду рассыпанных мелких деталей, а ещё хитроумное выстраивание сюжетной интриги — всё это позволяет увидеть и в данных произведениях Йоса Стеллинга характерные приметы иллюзионности его искусства. На протяжении четверти века автор вместе со своими героями только и делал, что подчас с исступлением ожидал явления чуда, осуществления мечты, воплощения грёз. Ускользающая надежда, облачённая в разные одежды, не раз появлявшаяся во плоти (от простолюдинки Марикен из Нёймигена в одноимённой ленте до певца Марио Руссо в картине «Ни поездов, ни самолётов», а особенно красиво — в качестве двух прекрасных незнакомок в «Стрелочнике» и «Зале ожидания») давала пусть призрачную, однако столь живительную возможность расцветить унылое существование и устроить настоящий праздник фантазий.2001


Поиск по названию