Нас мало

Когда возникают первые кадры фильма «Нас мало», то трудно отделаться от ощущения, что вовсе и не покидал пространство предшествующих картин «Три дня» и «Коридор», поскольку и в Сибири снова видишь тот же индустриальный пейзаж на фоне реки, который неотвратимо трогает душу, даже если готов порой его возненавидеть (получается, как в анекдоте: «Это наша родина, сынок!»). Но подобная «обманка» нужна литовскому режиссёру Шарунасу Бартасу (кстати, он впервые выступил и как потрясающий оператор!) не только для того, чтобы подчеркнуть кинематографическим рефреном внутреннюю связь всех своих произведений. Это оказывается своеобразным напоминанием о том аде, куда мы спустились и тут же захотели вырваться куда-то прочь, в неведомые пределы. Бегство в никуда становится желанной альтернативой для мучающейся души, которая устремляется в далёкий край, надеясь хоть там найти ускользающий рай (интересно, что в Италии ленту назвали так: «Далеко от Бога и людей»).В картине «Нас мало» (также встречается иной вариант перевода — «Нас немного») есть поразительный момент, когда долго-долго вертолёт с главной героиней на борту снижается среди саянских сопок, но это, как ни странно, воспринимается буквально наоборот — словно вознесение на небеса, освобождение из затхлого и унылого земного плена, полёт наяву, ранее грезившийся лишь во сне. И то, что в первый и пока что в последний раз в качестве альтер-эго постановщика выступает именно женщина (хотя Катерина Голубева снималась в двух прежних фильмах, а потом была соавтором сценария «Дома»), косвенно свидетельствует о своеобразном «спасении Эвридики», которая, как человеческая душа, согласно поэту, «Огнём, как спирт, без тени // Уходит по земле…».Мы ничего не узнаем о том, почему эта девушка очутилась в столь отдалённых местах, среди вымирающего народа тофаларов (вот вам и перекличка с платоновским «Джаном»!), который кажется придуманным и нафантазированным «литовским отшельником», если не ведать, что в юности он сам путешествовал по большой стране под названием СССР. И во время одной из таких поездок снял на плёнке 16 мм ещё в 1983 году любительскую ленту «Тофалары» об исчезающей народности в Восточных Саянах (согласно энциклопедии, тофаларами или же по-старому карагасами называют себя жители Нижнеудинского района Иркутской области, которых в 1992 году насчитывалось всего 700 человек). Тогда вдвойне знаменательно, что собственную историю бегства из привычной и даже надоевшей среды, юношеского поиска некой «земли обетованной» он отдаёт субтильной героине, которая существует на экране как молчаливый наблюдатель, посредник между зрителем и незнакомой реальностью, стараясь остаться почти незаметной, словно раствориться в этой суровой, несмотря на внешние красоты, действительности. Не получается!Душа, которая взыскует мира и покоя, уповая на обретение утраченной гармонии с собой, другими людьми и окружающей природой, не только испытывается вдали от цивилизации, но и подвергается новым пыткам, унижениям и оскорблениям. Искомый рай оказывается на поверку никуда не исчезнувшим адом. Географическое перемещение по свету не избавляет от присутствия в человеческой жизни разлагающих, губительных процессов «расчеловечивания», что в равной степени свойственно и жителям больших городов, и обитателям затерянных в тайге посёлков. И самая страшная проблема заключается не столько в сокращении численности того или иного народа, сколько в нравственном и духовном вырождении любой популяции вне зависимости от ареала.Нас мало, и в то же время это может быть понято иначе — немногие из нас. Тем более что англоязычное название Few of Us как раз позволяет так интерпретировать смысл послания Бартаса. В качестве дополнительного подтверждения стоит привести слова из авторской аннотации к следующей работе «Дом»: «Немногие из нас живут в нём до сих пор». Это звучит будто вольный парафраз библейской истины о том, что не все из нас попадут в рай. И фильм «Нас мало», знаменуя путь человека по его выходе из Ада, таким образом представляет собой своеобразное Чистилище, где действительно следует очиститься от земной скверны, отправившись как бы к первоосновам бытия, припав к природным источникам жизни. Хотя уже в рамках происходящего на экране становится ясно с очевидной непреложностью, что эта надежда иллюзорна, и Рай, на самом-то деле, является давным-давно и, возможно, навсегда уже потерянным.2002


Поиск по названию

Фильмы все статьи


  • Strict Standards: Non-static method Thumbnail::output() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/smartyext.php on line 199

    Strict Standards: Non-static method Thumbnail::render() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 178

    Strict Standards: Non-static method Thumbnail::imageCreate() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 243

    Strict Standards: Non-static method Thumbnail::imageCreateFromFile() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 79

    Notice: Unsupported image type in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 126

    Notice: Invalid image resource in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 245

    Notice: Error rendering image in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 180