Народ против Ларри Флинта

Внимательные телезрители, смотревшие церемонию вручения премий «Оскар» в марте 1997 года, могли в самом начале передачи заметить среди толпы зевак человека с плакатом, на котором красовалась надпись: «Никаких «Оскаров» для порно!». Имелся в виду, разумеется, фильм «Народ против Лэрри Флинта» (всё-таки для нас юридически точнее был бы перевод «Процесс против Лэрри Флинта»), поставленный знаменитым режиссёром Милошем Форманом на тему скандальной судьбы реального человека — магната порноиндустрии, издателя журнала «Хастлер».Отношение к этой картине Формана может быть разным — она, конечно, уступает таким его шедеврам, кстати, отмеченным наградами Киноакадемии, как «Кто-то полетел над гнездом кукушки» и «Амадей». И снята после семилетнего перерыва, когда Милош Форман даже отстранялся продюсерами от ряда проектов накануне съёмок. У режиссёра, что называется, накипело — и он порой прямолинейно и в лоб отстаивает то, что ранее делал в более яркой художественной форме. Лента о порнократе Лэрри Флинте как бы не стесняется ни аморальности объекта внимания, ни публицистичности подхода к жизни того, кто уже третий десяток лет отстаивал в судах разной инстанции применимость первой поправки к Конституции США, дающей гарантии свободы слова и печати.Так или иначе, все экранные работы Формана, включая и лирико-сатирические произведения «чешской новой волны», говорят именно о свободе, незакрепощённости, естественности каждой человеческой индивидуальности, которую не вправе подавлять ни родители, ни начальники, ни институты власти, ни диктаторские режимы. Судя по интервью постановщика, которые он давал на Берлинском кинофестивале, где «Народ против Лэрри Флинта» смог победить «Английского пациента», будущего многократного оскаровского лауреата, самому Милошу Форману не очень-то нравилась персона Флинта — хама, циника и негодяя. Но он искал и находил по-своему талантливое, человеческое и искреннее даже в этом отъявленном типе, который стал парализованным инвалидом после покушения на него, а позже потерял любимую жену, пристрастившуюся вместе с ним к наркотикам.Фильм Формана оказался остро актуальным и для нас не только из-за того, что после нескольких десятилетий, когда «секса в СССР не было», его вдруг стало невероятно много — и в окружающей реальности, и на страницах газет и журналов, и на экранах кинотеатров и телевизоров. Так что Государственная Дума время от времени даже проявляет обеспокоенность по поводу состояния нравственности сограждан и требует введения закона о контроле за распространением эротической продукции, заодно крайне обиженно реагируя на всякие замечания в свой адрес. Несомненно, давно пора наводить порядок среди того аморального беспредела и разгула пошлости, который может наблюдать любой школьник и дошкольник на улице или же вовсе не выходя из своего дома. Однако резкими запретительными мерами и неразборчивыми карами можно добиться прямо противоположного эффекта, когда всё это «буйство похоти» уйдёт в подполье и приобретёт ещё более патологичный характер.1997


Поиск по названию