Музыка для декабря

«Новая русская», неожиданно оказавшаяся во главе некой процветающей фирмы после самоубийства своего отчима, наивно допытывается у теперь уже бывшего возлюбленного, более романтического юноши Димы: «Почему «Музыка для декабря»? Ты ведь написал её в июле?». Многими недооценённый или намеренно проигнорированный (особенно на церемонии «Ники» — наиболее заслуживавшие призов актриса Елена Сафонова, оператор Сергей Козлов и композитор Антон Батагов не были даже в списке номинантов!) фильм Ивана Дыховичного замечательно свидетельствует о сломе в культуре и образе жизни нашей прежней страны. Она попала в своеобразную прорву, не менее страшную, чем та, ещё сталинских времен, которая была отображена режиссёром в картине под названием «Прорва». Но, пожалуй, только в «Музыке для декабря» он приблизился к искомому художественному результату, почти найдя соответствие формы и содержания, основной сути своей ленты и подспудного духа эпохи. Юный Дима, который не желает заниматься бизнесом, как все, и даже не воспользовался возможностью сделать карьеру благодаря своему увлечению искусством — это более внятный и художественно артикулированный образ, нежели поэт-жертва в «Прорве».Не случайно и то, что к главным удачам следует отнести героинь — Анну и Марию, сыгранных Еленой Сафоновой и дебютанткой Натальей Жуковой. Они стремятся подчеркнуть не одну лишь их природную витальность и выживаемость в любых неблагоприятных условиях, но и по-разному понимаемый женский дар возрождения жизни, который был афористично выражен в названии одного из фильмов грустного итальянского циника Марко Феррери: «Будущее — это женщина». Проявившаяся хищническая хватка дочери — словно тот показной евроремонт, что был затеян в одной отдельно взятой квартире и в целой стране. И куда ценнее запоздалое раскаяние матери, которая устыдилась самой себя и сделанного ею в середине 80-х годов аборта.Может, это чересчур символично, так же, как и юношеское сочинение «Музыка для декабря» героя Дмитрия Дыховичного (важно и то, что в этой роли также занят дебютант, сын постановщика) и кинолента самого режиссёра. Однако наше время и искусство всё ещё нуждаются в иносказательных обобщениях. «Страна мая» (что всё-таки впечатляюще было передано гениальным оператором Вадимом Юсовым в «Прорве») оказалась навек повенчанной с декабрьскими конституциями — от сталинской до ельцинской, а создание и распад СССР, между прочим, тоже стал плодом этого невесёлого месяца года, когда родились и Сталин, и Брежнев.1997


Поиск по названию