Гарри Браун / Harry Brown

Криминальная драма "Гарри Браун" (Harry Brown)
Режиссер - Дэниэл Барбер. В ролях - Майкл Кейн, Эмили Мортимер, Чарли Крид-Майлс, Дэвид Брэдли, Бен Дрю, Лиам Каннингхэм, Джамал Дауни, Шон Харрис. Великобритания. 2009. 103 мин.

Гарри Браун (Майкл Кейн) - пенсионер, живущий в дешевенькой квартирке довольно гнусного райончика. Из близких родственников у него осталась только жена, которая тяжело больна и давно находится в больнице. Одно из немногих оставшихся развлечений у Гарри - играть в шахматы в пабе со своим старым другом Леонардом (Дэвид Брэдли).

Как-то раз Леонард признается Гарри в том, что он смертельно испуган. Молодая шпана под предводительством некоего Ноэля Уинтерса (Бен Дрю) изводит Леонарда - что-то они там с ним не поделили. Пенсионер постоянно получает угрозы и серьезно опасается за свою жизнь. Гарри советует Леонарду заявить в полицию, тот отвечает, что уже обращался в полицию, но они ничего не смогли сделать. Поэтому Леонард достал где-то старый штык-нож и постоянно носит его с собой - для обороны.

На следующий после этого разговора день в дом к Гарри приходят два полицейских - детектив Элис Фрэмптон (Эмили Мортимер) и детектив Терри Хайкок (Чарли Крид-Майлс). Он сообщают, что Леонарда убила банда Уинтерса.

Шпану арестовывают, однако, так как свидетелей случившемуся нет, никто из молодняка не колется (они не такие уж и дураки), а при Леонарде нашли оружие - в результате через некоторое время всю банду отпускают, потому что перспективы судебного дела в данном случае крайне низки. По всему выходит, что Леонард напал на молодняк, а они просто защищались.

Гарри в шоке от того, что происходит. Детектив Фрэмптон сочувствует ему, но объясняет, что в данном случае ничего нельзя сделать. И тогда Гарри, который в юности служил в британском спецназе и прошел через беспорядки в Ирландии, начинает свое собственное расследование. Теперь он сам себе - детектив, судья и палач. Если полиция не может защитить пенсионеров от этих подонков, то пенсионеры начнут защищать сами себя.

***

Во время просмотра "Гарри Брауна" на ум приходят сразу два фильма - "Гран Торино" Клинта Иствуда и "Ворошиловский стрелок" Станислава Говорухина. Причем в первую очередь всплывает в памяти именно "Ворошиловский стрелок", потому что его сюжет очень похож на сюжет "Гарри Брауна". Оба главных героя в этом фильме - старики-пенсионеры. Оба участвовали в войне и имеют серьезные навыки владения оружием. У обоих молодые подонки надругались над близкими - у Гарри Брауна убили друга, у главного героя "Ворошиловского стрелка" изнасиловали внучку.

В обоих фильмах службы охраны порядка ничего не могут сделать: в "Гарри Брауне" из-за отсутствия прямых улик и нерешительности полиции, в случае "Ворошиловского стрелка" - из-за коррупции: один из насильников - сынок большого милицейского начальника.

Ну и как результат этих событий - в обоих фильмах старики достают оружие у местного криминалитета и начинают вершить свой собственный суд.

"Ворошиловского стрелка" мы в данном случае обсуждать не будем - речь не о нем. Просто отметим сходство подхода: в условиях беспомощности или коррумпированности полиции пришедшие в отчаяние старики берут дело в свои руки.

Фильм "Гарри Браун" получил в Великобритании очень прохладную критику и хорошие отзывы зрителей (на IMDB у него рейтинг 7,5 при более 8 тысячах голосов - это очень хороший показатель). Критики упрекали режиссера Дэниэла Барбера в однобокости: мол, в его картине весь молодняк - негодяи, уроды и закоренелые преступники. И даже школьницы - подружки-подстилки у этих уродов. "Где наши прекрасные великобританские юноши и девушки? - восклицали критики. - Почему Барбер не показал молодежь, тянущуюся к знаниям, к светлой жизни? Почему там одни подонки?"

Претензии критиков выглядят несколько странно. Барбер показал конкретный неблагоприятный район (район и в самом деле жуткий: депрессия наступает даже от вида этих кошмарных домишек, в которых живут Гарри Браун и Леонард Эттуэлл) и конкретную молодежную банду, в которой на самом деле тоже не все так однозначно. Ноэль Уинтерс - из семьи известного криминального авторитета. Папаша Ноэля получил серьезный срок, а сынишка, гордясь своим боевым родителем, надеется в будущем стать таким же крутым. Его подручный Карл (Джамал Дауни) - тоже звереныш, эдакий волчара со взглядом исподлобья.

А вот остальные члены банды - скорее запуганные сопляки из неблагополучных семей. Один в семье постоянно подвергается сексуальному насилию, другого плотно подсадили на наркоту - словом, они скорее жертвы обстоятельств, хотя совершаемые ими преступления это никоим образом не оправдывает.

В данном случае самосуд, устроенный пенсионером Брауном, выглядит вполне закономерным итогом того беспредела, который творится в районе. Раз полиция ничего не может с этим сделать, значит, старому Гарри придется браться за оружие - с его возрастом, эмфиземой и прочими "радостями".

Сцена, в которой Гарри приходит к местному наркодилеру, чтобы приобрести оружие, снята просто блестяще. Конопляный сад, зеленоватая рожа наркодилера-упыря, который сам плотно сидит на своем же товаре, - это что-то с чем-то. По уровню напряжения (ведь у Гарри на самом деле нет денег, чтобы приобрести пару хороших стволов, и ты понимаешь, что сейчас должна начаться бойня) это все сделано на очень высоком уровне. Ну и упырь - один из самых ярких и зловещих персонажей из всего, что я видел. Его сыграл актер Шон Харрис, который сам вырос в окружении подобных типов - он говорил об этом в интервью.

Как тут сыграл сэр Майкл Кейн? Замечательно сыграл, как и обычно. Он изобразил именно пенсионера, вспомнившего некоторые вещи из того, чему его учили в спецназе, а не какого-нибудь Джейсона Борна. Персонажа Кейна даже коротенькая пробежка укладывает на больничную койку с его-то эмфиземой, так что никакого супергеройства он тут не показывает. Кейну тут, к сожалению, мало где есть развернуться чисто сценарно, однако ряд эпизодов он делает только за счет своего незаурядного мастерства и опыта.

Второй главный персонаж в фильме детектив Элис Фрэмптон - на мой взгляд, полнейший мискастинг. Эмили Мортимер здесь и играет на редкость неубедительно, и на полицейского детектива похожа так же, как я - на балерину. Я еще понимаю, когда в "51-м штате" она сыграла загадочную тетку-киллера Дакоту - вот там ей это шло. Но тетка-киллер с непроницаемым выражением лица, которая, сидя на крыше, расчехляет оружие и шлет кому-нибудь пулю в лоб, - это одно. А бытовая драма и дама-полицейский, работающая в гнусном районе и при этом выглядящая и ведущая себя, как старшеклассница, - оно как-то сильно удивило. Ну не ее эта роль абсолютно.

С финалом Барбер, в общем-то, не дотянул. Держать весь фильм на хорошем уровне саспенса, показывать все достаточно натуралистично и создавать определенную атмосферу, а в заключительной сцене в баре скатиться к явной голливудщине в худшем ее проявлении - вот это он, на мой взгляд, совершенно зря. Это заметно снизило впечатление.

Тем не менее фильм получился, на мой взгляд, неплохой. На четверку с минусом. И прежде всего, конечно, из-за Майкла Кейна и умения режиссера ярко создать определенную атмосферу. Мне этот райончик и этот упырь из конопляного сада прямо-таки врезались в память.

***


Поиск по названию