Маленькие женщины

Замысел австралийской постановщицы Джиллиан Армстронг, которая ещё за 15 лет до этой ленты прославилась схожей по тематике (девушка мечтает о литературной карьере) и стилистике дебютной картиной «Моя блестящая карьера», заключался вовсе не в том, чтобы подарить новому поколению американских зрителей очередную версию (пятую по счёту в кино, а вместе с телевизионными вариантами — двенадцатую!) классической книги Луизы Мей Олкотт, которую должен знать каждый школьник в США. Даже пиетет перед признанной повестью, внушаемый на уроках в колледжах, мог не спасти фильм «Маленькие женщины» в том случае, если бы публика посчитала его скучным и старомодным.Конечно, при желании можно умилиться, рассматривая как бы рождественские картинки (знаменательно, что в качестве художника был приглашён голландец Ян Рулфс, который приобрёл всемирную славу, сотрудничая с авангардным любителем кинобарокко Питером Гринауэем). Они кажутся вполне английскими, по-диккенсовски сказочными и одновременно бытописательскими — характерно, что четыре сестры из семейства Марч, обитающего в Новой Англии, штате Массачусетс, в 60-е годы XIX века, увлекаются как раз «Записками Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса.И вообще лента, снятая на зимней натуре в канадской провинции Британская Колумбия, её немного наивные (с сегодняшней точки зрения), но симпатичные и трогательные персонажи, атмосфера «американской глубинки» способны привлечь своей лирико-драматической, задушевной интонацией. В первой половине действия тон задаёт, пожалуй, двенадцатилетняя Кёрстен Данст в роли Эми, живой и непосредственной девчонки, младшей из сестёр Марч (юная актриса ещё интереснее, чем в «Интервью с вампиром», где она сыграла малолетнюю вампиршу). А молодёжная звезда Уинона Райдер как бы теряется среди других, сознательно не выделяется из ансамбля, пока не становится во второй половине картины главной героиней и с лихвой отыгрывает поставленную перед ней сверхзадачу. Согласно современной трактовке сюжета, Джозефин (или просто Джо — это уменьшительное имя не случайно звучит по-мужски), независимая и гордая натура, желающая стать писательницей чуть ли не с раннего детства, почти приравнена к самой создательнице произведения «Маленькие женщины». Ведь Олкотт стала одной из первых литературных дам, которая снискала известность в стране, настороженно относившейся к европейской эмансипированности.Именно райдеровский имидж раскованной, но скучающей и томящейся представительницы «поколения Х», был так необходим постановщице для того, чтобы не просто грамотно и добротно пересказать сочинение Луизы Мей Олкотт (тем более что есть замечательный фильм Джорджа Кьюкора, снятый ещё в 1933 году, где блистала Кэтрин Хепбёрн, одна из самых умных и ироничных актрис мирового кино). Армстронг предложила нынешнюю интерпретацию литературного типа femme emancipéе, готовой с радостью вернуться к семейному укладу после встречи пусть не с идеальным, но понимающим её мужчиной — немецким интеллектуалом. Вот и современная Америка оказалась тоже озабоченной «поисками потерянного очага», новых (а как всегда — лишь хорошо забытых старых) семейных и личных ценностей. Поэтому успех «Маленьких женщин» в США ($50 миллионов кассовых сборов, что в три раза превысило сумму бюджета) всё же закономерен. И Уинона Райдер во второй раз была выдвинута на соискание премии «Оскар», однако вновь не получила эту награду.1995


Поиск по названию