Любить по-русски

Легче всего было бы упражняться в критическом остроумии по поводу не только крушения социалистического строя, но и деградации его искусства, творческой импотенции прежних певцов системы, которые потом уже не могли создать ничего достойного даже по сравнению с собственными идеологически выдержанными народными мелодрамами. Вот и этот фильм Евгения Матвеева настолько открыт для торопливой ёрнической расправы над собой, что после того, как постебаешься над ним непосредственно во время просмотра, напротив, хочется демонстративно защитить от нападок. Матвеев, как бы мы к нему ни относились, всегда снимал искреннее и страстное кино, порой оказываясь жертвой своей же искренности и страстности.Разумеется, лента «Любить по-русски» намного выиграла бы, если бы режиссёр, разменявший восьмой десяток, больше поверил в изредка нащупываемый им залихватский, прибауточный, частушечный стиль рассказа. А с другой стороны, всё-таки проявил бы чувство меры и такта в эротически вольных забавах, хотя бы дистанцировался от ещё более вульгарного исполнения роли и песни (между прочим, вынесенной в заголовок картины) актёром и певцом Никитой Джигурдой. Тот шок, который испытывает героиня Ларисы Удовиченко, взирая вытаращенными глазами на истошно воющего мужика с гитарой в руках, сравним и с впечатлением некоторых зрителей, позже не поменявших это первое ощущение на прямо противоположное.Да и в самой разыгрываемой истории «людей на своём месте» (если так перефразировать название одной из первых «оптимистических комедий», созданных по сценариям Валентина Черныха), которые хотят стать фермерами и приукрасить родимую сторонку, пользуясь не такими хищными методами, как урковатые «новые русские», есть явный сюжетный перебор, беззастенчивый актёрский наигрыш, чрезмерность во всём. И нет пусть малой доли спасительной иронии по отношению к героям и к задуманной ими акции противостояния бывшему прокурору, который переквалифицировался в бизнесмены.Не сказывается ли открытый Иваном Павловым синдром русского менталитета, лишённого разумного контроля над собой, особенно в экстремальных ситуациях?! Так и в кино (поистине, вздохнёшь с тоской по прежней цензуре, которая частично сдерживала слишком ретивых и удалых творцов) пытаются с кавалерийским наскоком, в один миг решить сразу все проблемы постсоветского бытия и попутно дать ответ на самый волнующий публику вопрос: «Как же, на самом-то деле, надо любить по-русски?». Впрочем, народ оценил подобную прямоту и потребовал съёмок продолжения этого фильма уже на специально собранные деньги. Но вторая серия, естественно, оказалась ещё хуже, не говоря уже о третьей.1996


Поиск по названию