Лестница Иакова

Англичанин Эдриан Лайн, пройдя хорошую школу рекламных фильмов, блестяще придумывает свои киноленты и в каждой из них поражает зрителей надолго запоминающимися, именно ударными сценами — в духе рекламы и видеоклипов. Лучше всего ему удалось поразить и изрядно попугать публику в роскошном триллере «Роковое влечение», который имел грандиозный успех в прокате. И в следующей работе режиссёра тоже есть немало шокирующих по воздействию кадров, которые должны выразить болезненные процессы, происходящие в сознании Джекоба Сингера: он воевал во Вьетнаме и подвергся обработке психотропными средствами. Но на самом-то деле, интрига ещё хитрее и неожиданнее, поэтому не стоит её раскрывать до конца, чтобы не лишать зрителей возможности оказаться почти в потрясении в финале, когда всё увиденное предстаёт в ином свете. Впрочем, искушённые киноманы заподозрят двойной смысл «Лестницы Иакова» гораздо раньше, обратив внимание на библейские аллюзии (Иаков — по-английски Джекоб) и на ряд моментов, которые внушают впечатление гипотетичного развития событий.В то же время, отдавая должное мастерству постановщика, нельзя отделаться от ощущения ещё в течение просмотра, а впоследствии — тем более: Лайн пытается искусно камуфлировать бедность и неразработанность замысла, подчас декларативность и прямолинейность основной идеи (сценарист Брюс Джоэл Рубин с редкой настойчивостью, но с разной убедительностью потом пытался проникнуть в запредельные сферы и в «Призраке», и в своём режиссёрском дебюте «Моя жизнь»). Картины Эдриана Лайна вряд ли могут показаться многозначными, будоражащими мысль, провоцирующими на долгие раздумья. Скорее всего, они многозначительны, привлекательны по своей профессиональной яркости и броскости, иногда впечатляющи по влиянию на чувства и подсознание зрителей. Даже избыточно, открыточно красивые кадры из «Девяти с половиной недель» впечатываются в мозг с агрессивностью рекламы.Можно сказать, что фильмы этого постановщика похожи на мгновенные вспышки, резкие всполохи молнии, которые, мелькнув, потом исчезают без следа, хотя и помнятся удивлённым очевидцем всего случившегося. Забавно, что и карьера Лайна строится по подобному принципу: вслед за мощным импульсом, зрительским триумфом («Танец-вспышка», «Роковое влечение») появляются зарницы послабее, наступает спад в интересе публики (ни «Девять с половиной недель», ни «Лестница Иакова» не вызвали ажиотажа в пределах США — в отличие от вновь последовавшего взлёта после появления через два года «Неприличного предложения»).1991


Поиск по названию