Ледяное сердце

Французский режиссёр Клод Соте всегда имел репутацию тонкого знатока человеческих душ, психолога-бытописателя, который, впрочем, не погрязал в «мелочах жизни», а предпочитал чуть воспарять над действительностью. Сюжетно его «простые истории» (одна из картин так и называлась — «Простая история», но в нашем прокате получила заголовок «У каждого свой шанс») оказывались освещёнными светом подлинной поэзии жизни и доверительных взаимоотношений между людьми.Однако в 80-е годы Соте работал гораздо реже, сняв всего три ленты, но удивил многих, поставив в 1992-м фильм «Сердце зимой», который как раз и свидетельствовал об обретении этим постановщиком словно второго дыхания незадолго до собственного семидесятилетия. Наконец-то его работа получила ряд престижных премий, включая серебряный приз в Венеции и «Сезар» за режиссуру. Удивление же зрителей и критиков объяснялось тем, что Клод Соте как бы вторгся на давно уже освоенную территорию другого французского мастера кино — Эрика Ромера, классика современных «моральных историй», «комедий и поговорок» и «сказок времён года».Сюжет «Сердца зимой» довольно незамысловат, как в притче. Музыкальный мастер Стефан, великолепный профессионал и преданный партнёр менеджера Максима, только какой-то безэмоциональный и почти равнодушно-бесстрастный, влюбляется, к несчастью, в прелестную юную скрипачку Камиллу, у которой — роман с Максимом, но в последний миг он так и не решается на открытые, безоглядные чувства к девушке, уже готовой ответить взаимностью. Проще всего обвинить Стефана в холодности и неспособности на любовь из-за его «зимнего сердца». И всё-таки речь идёт не о некоем постоянном и неизменном свойстве натуры, а о кратковременном состоянии, своеобразном зимнем сезоне в жизни человека, который потерял на этот период какое-либо желание жить и любить, целиком замкнулся в профессиональной сфере. Стефан чувствует себя будто его старый учитель, безнадёжно больной и готовый добровольно умереть, чтобы избавить себя и жену от ненужных мучений. Герою присуща своего рода эвтаназия души, хотя он, на самом-то деле, физически и нравственно нуждается в любви и ощущении жажды жизни.Эта «зимняя сказка» Клода Соте действительно может напомнить лукавые басни Эрика Ромера, тем более — из-за обращения режиссёра к прежде не интересовавшему его миру людей искусства, интеллектуальной богемы, культурной элиты (например, Элен из ленты «Мелочи жизни» была модной журналисткой, но вовсе не это являлось главным и даже существенным для постижения её образа). В фильме «Сердце зимой» уже немаловажно, что Стефан — искусный специалист по ремонту и изготовлению скрипок, тонкий ценитель музыки, а Камилла — талантливая скрипачка, завораживающая своим исполнением сочинений Дебюсси и Равеля. Она — не только милое создание, изумительная женщина, которая рождает любовь в сердцах мужчин, но и словно ангел вдохновения и символ жизни, идеал прекрасного.Не случайно, что на эту роль была приглашена Эмманюэль Беар, которая казалась средоточием естественности и целомудренности в картине «Манон с источников» Клода Берри, но представала капризной и своенравной музой для художника в ленте «Прекрасная спорщица» Жака Риветта. Молодая актриса восхищает в столь неторопливо-певучей (moderato cantabile) и исполненной с чувством (con amore) кинопрелюдии Клода Соте, буквально приковывая к себе внимание. Поражаешься, что такой «гений чистой красоты» мог снизойти до любви к земным мужчинам и даже оказаться отвергнутым одним из них. Неужели подобное случается?! Наверное, только зимой…1993


Поиск по названию