Круг второй

«Круг второй» — это как бы первая часть условной трилогии начала 90-х годов, созданной отечественным режиссёром Александром Сокуровым, который вслед снял ленты «Камень» и «Тихие страницы». Однако было бы вернее рассматривать «Круг второй» в сопоставлении с более поздними картинами «Мать и сын» (1997) и «Отец и сын» (2003), поскольку они вместе образуют другой триптих, посвящённый близким родственным отношениям, причём в двух из названных фильмов ещё присутствует тема смерти — уже неотвратимо свершившейся или столь же неизбывно ожидаемой.Можно сказать, что в «Круге втором» Сокуров особенно одержим философско-эстетической неразрешимой проблемой проникновения в иные пределы (правда, этот мотив возникал ещё в «Одиноком голосе человека»), по ту сторону жизни и смерти, в некий мир, где есть возможность общаться с духом умершего человека, в данном случае — отца, у гроба которого проводит день и ночь сравнительно молодой парень, вероятно, впервые задумавшийся о бренности всего сущего. Режиссёр на редкость сосредоточенно и самоотречённо занят напряжёнными духовными поисками смысла бытия, а в большей степени — инобытия, той самой бездны, которая, по определению Владимира Набокова, находится «и до, и после». И в отличие от ряда других творений Александра Сокурова, «Круг второй» производит сильное впечатление благодаря минимализму выразительных средств и лаконичности художественного высказывания, не претендующего на назойливую многозначительность и метафизическую символику.2000/2007


Поиск по названию